Ящик с песком и пожарный щит с багром да лопатой на танкере не помогут.
Вряд ли стоит напоминать, что эти гиганты возят нефть. Как вряд ли стоит говорить о том, насколько опасен пожар на танкере.
Если на нем что-то серъезно загорится и огонь доберется до грузовых танков, хорошего будет мало. Поэтому система пожаротушения на танкере – чуть ли не важнейшая часть его огромного организма. Очевидно, что она должна быть мощной, эффективной (реально эффективной) и продуманной. Как очевидно, что спроектировать и построить такую систему не так просто, учитывая размеры танкера, его специфику, количество помещений и особенности перевозимого груза.
Хорошая новость в том, что такие системы есть и потушить пожар на танкере можно!
Причем, оказывается, систем пожаротушения несколько, и вот почему.
Во-первых, не каждый пожар фатален для судна. Т.е. помещения танкера разделены по степени важности и опасности для общей живучести судна. Ключевыми являются пять зон, и в них устанавливается самая эффективная из существующих на сегодня система пожаротушения – углекислотная. Все потому, что она единственная способна справиться с пожаром высших степеней сложности.
Как говорят сами моряки, если она не помогает, то танкеру не поможет уже ничего и нужно срочно с него эвакуироваться.
Чем же так крута эта система СО2-пожаротушения и благодаря чему она может спасти танкер от большого БУМ?
Если вкратце, то огонь тушится углекислым газом. Это самый «экологичный», безопасный и ... даже экономически выгодный способ пожаротушения.
В отличии от воды, газ не затапливает помещения, в том числе помещения ниже очага пожара. Он не оказывает воздействия на электроприборы и не повреждает массу материальных ценностей, оборудования и грузов. В отличии от пены и других средств, газ не оставляет следов, осадка и загрязнения после применения.
Как это работает?
Принцип тушения пожара углекислым газом достаточно простой и понятный по своей сути, но достаточно сложный с точки зрения реализации.
Его суть в том, что в помещение, где произошел пожар, под давлением подается большое количество углекислого газа, который быстро замещает в воздухе кислород. Огонь без кислорода не горит, следовательно, эффект пожаротушения может быть достигнут достаточно быстро и, довольно часто, полностью.
Две минуты!
Именно за столько, по правилам Регистра, должно быть введено 85% расчетного количества углекислого газа в машинные помещения, помещения аварийных дизель-генераторов и пожарных насосов, и в другие, где применяется жидкое топливо или другие воспламеняющиеся жидкости, чтобы остановить там пожар.
Подача углекислого газа происходит через сопла, которые располагают в верхних частях помещения.
Почему же такую крутую и эффективную систему не применять повсюду и почему она используется, в основном, на кораблях, в частности танкерах?
У СО2-системы пожаротушения есть свои особенности (и недостатки при широком тиражировании). Чтобы эффект объемного пожаротушения сработал продуктивно и вообще сработал, нужно а) герметизировать помещение, в котором произошел пожар, б) быстро сделать так, чтобы там не было людей, (они не выживут без кислорода) в) система должна всегда быть «заряжена» и разведена по точкам потенциального возникновения пожара.
Добиться выполнения этих условий в жилых домах, офисах, на производствах и т.д. почти невозможно.
Например, на танкере «Штурман Скуратов» это организовано следующим образом: в специально оборудованном помещении находится 208 баллонов с углекислым газом из расчета пожаротушения на разных жизненно-важных и критичных участках судна: в машинном отделении, помещении палубных насосов, которые качают нефть при погрузке и разгрузке, в аварийном дизель-генераторе, стояночном дизель-генераторе и палубном коридоре.
Это помещения, которые наиболее важны и пожароопасны. В случае возникновения там возгорания, помещения автоматически изолируют с помощью герметичных дверей и противопожарных заслонок, и система СО2-пожаротушения впрыскивает расчетное количество углекислого газа. В каждое помещение свое, исходя из проекта. Больше всего – в машинное отделение, вплоть до всех 208 баллонов, если пожар возник именно там.
Без кислорода, который замещает углекислота, огонь гореть и распространяться не может.
Что с людьми? У них есть минута покинуть помещение, в котором возник пожар и в котором будет применена СО2-система. Об этом их известит загоревшееся во многих местах помещения сигнальная лампа и звуковая сигнализация.
Вообще, главная задача при тушении пожара на современном танкере – не дать огню выбраться из того места, где он возник. И наиболее вероятные из них – в которых как раз и предусмотрено применение СО2-системы.
В остальных помещениях, в случае пожара, срабатывают другие системы: водяная, пенная , спринклерная, мало чем отличающиеся от подобных систем в тех же современных зданиях.
Они тоже автоматические и достаточно мощные, чтобы справиться с локальными очагами возгорания в бытовых и вспомогательных помещениях.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.