Как американские производители Томагавков не смогли даже нормально сделать лодочный автопилот

В путешествии по полярным морям уж если что-либо может сломаться, то оно обязательно сломается, и лично я к этой данности давно уже привык. Этот раз так же не стал исключением, и большинство повреждений, как водится, пришлось на различную электронику. Да что там говорить? Под конец из навигационного оборудования у нас остался только компас и эхолот. Сейчас речь пойдет об авторулевом, который, как вы уже, наверно поняли — тоже вышел из строя. Правда, держался он хорошо почти до самого конца и перестал работать только тогда, когда до финиша нам оставалось километров 20.

Как американские производители Томагавков не смогли даже нормально сделать лодочный автопилот
Терминал навигационного компьютера и эхолот. В конце маршрута терминал стал бесполезным, а эхолот продержался до финиша
Как американские производители Томагавков не смогли даже нормально сделать лодочный автопилот
Терминал навигационного компьютера и эхолот. В конце маршрута терминал стал бесполезным, а эхолот продержался до финиша

По поводу авторулевого я сейчас испытываю двоякие чувства. С одной стороны, я должен сказать, что он оказался чуть ли не одним из самых важных устройств на лодке. Именно с его помощью мы могли без особого напряжения совершать переходы по нескольку сотен километров и под парусами, и под мотором. С другой — когда я его буквально вчера разобрал, чтобы посмотреть, что же там с ним случилось, то был неприятно удивлен качеством исполнения его узлов. Я вообще перестал понимать, как автопилоту удалось продержаться так долго, и почему он не помер, скажем, месяц назад.

Как американские производители Томагавков не смогли даже нормально сделать лодочный автопилот
Вот он родимый, в сухой квартире, готовый к разборке

Итак. Авторулевой Raymarine ST1000+, самый простой из всей серии подобных устройств этой фирмы. Реймарин, как известно — дочерняя организации той самой конторы, которая лепит, например, крылатые ракеты «Томагавк». Короче, в тепличных условиях работает нормально, но как показывают многочисленные отзывы и мой личный опыт — в море автопилот достаточно быстро издыхает.

Как американские производители Томагавков не смогли даже нормально сделать лодочный автопилот
Тот самый конденсат внутри прибора

Все дело в том, что устройство не имеет почти никакой защиты от воды. У него, конечно, имеется более-менее герметичный корпус, но влага туда все равно проникает. У меня, например, в процессе эксплуатации постоянно запотевал экранчик, но в инструкции прямо говорилось о том, что на это не следует обращать внимания, и работоспособности это никак не угрожает. Я и не переживал.

Однако, когда после самых жестоких штормовок, которые в нашем случае пришлись на самый конец маршрута, мы зашли в Печору, то тут начались первые проблемы. Навигационный компьютер, во взаимодействии с которым раньше работал наш автопилот, к тому времени уже давно сломался. О нем, кстати, будет отдельный рассказ, пока я его просто даже не вскрывал. Поэтому курс пришлось выставлять по магнитному компасу, который есть внутри автопилота. Печора — река широкая, судовой ход тут во многих местах тоже простирается практически от берега до берега, и потому никакой нужды рулить вручную здесь нет.

Как американские производители Томагавков не смогли даже нормально сделать лодочный автопилот
Что там внутри?

И вот тут-то я и стал замечать, что автопилот теперь работает как-то очень вяло. Я постоянно немного корректировал курс, прибавляя или отнимая по несколько градусов кнопками на его верхней панели. Однако лодка, как мне казалось, либо вообще на это не реагировала, либо наоборот — начинала поворачивать слишком сильно, будто автопилот внезапно просыпался. Неподалеку от Нарьян-Мара мы встали на якорь, и когда следующим утром я включил жалкие остатки своей навигационной системы, то оказалось, что автопилот теперь не работает вообще.

Он, как обычно, показывал на экране циферки, и даже пытался попискивать при нажатии кнопок, но его шток, тот самый, который управляет румпелем — двигался лишь очень немного, после чего останавливался. Здесь мне стало понятно, что что-то явно не так. По прибытии в город, после того, как мы устроились на съемной квартире, в тепле и сухости, я, наконец разобрал нашего реймарина. И что же я увидел внутри?

Как американские производители Томагавков не смогли даже нормально сделать лодочный автопилот
Механическая часть выглядит исправной и не имеет следов износа

Многие люди жалуются на ненадежную механику. С ней у меня все оказалось в порядке. Ременной редуктор, резьбовая штанга и все остальное выглядели неплохо. А вот электронная плата, к моему удивлению, не имела совершенно никакой защиты от воды! Это просто плата, на которой даже нету никакого лака!

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что многие токоведущие дорожки испорчены коррозией; где-то что-то явно замкнуло. Однако, интуиция мне подсказывает, что электроника подлежит восстановлению. И главное, что после ремонта обязательно придется покрыть это дело толстым слоем какого-нибудь компаунда. А в идеальном случае, возможно, стоит вообще вынести электронный блок куда-то в отдельную коробочку.

Как американские производители Томагавков не смогли даже нормально сделать лодочный автопилот
А вот печатная плата выглядит плачевно. Но, похоже, она подлежит ремонту

В общем, в заключение я хочу сказать, что даже такая, казалось бы, настоящая морская электроника, в случае с продукцией фирмы Реймарин, выполнена совершенно незащищенной. У меня даже в голове не укладывается, как можно было делать устройство, призванное работать в море, столь хлипким и уязвимым. Однако, альтернатив, к сожалению, я не имею. Существуют еще и автопилоты фирмы Симрад, но что-то мне подсказывает, что они так же защищены от воды чуть более, чем никак. Поэтому мне придется доработать имеющийся автопилот, о чем я вам непременно расскажу в будущем. Разумеется, если я все-таки смогу его починить.