ФАС сообщило, что утвердило рост тарифов на поезда дальнего следования на 2020 год и пока отложила отмену регулирования цен в плацкартных вагонах. В этом тексте объясню, что это значит и как изменится стоимость проезда.
Плацкартные вагоны
В плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования тарифы пока еще устанавливает и утверждает государство. В самом конце объясню, как и что может измениться в будущем.
Итак, тарифы в 2020 году повысятся на 3,5 процента по отношению к 2019 году.
К сожалению, рост цены на 3,5 процента не всегда означает, что в 2019 году билеты стоили, условно говоря, 1000 рублей, а в 2020 году будут стоить 1035 рублей. Все чуть-чуть сложнее.
Уже много лет цену на билеты определяют так называемые сезонные коэффициенты. Зная их, можно спрогнозировать, когда дешевле всего совершать поездку. Сезонный коэффициент «1», то есть период, когда билеты будут стоить ровно столько, сколько установило государство, обычно действует какой-то небольшой период.
В период повышенного спроса – в праздничные дни и летом – коэффициент обычно больше единицы, то есть повышающий. В месяцы, когда ездит меньше людей – весной и осенью – меньше единицы, то есть понижающей. В РЖД утверждают, что если все сложить и поделить, то получится, что в среднем билеты стоят как раз столько, сколько устанавливает государство.
Заранее зная график гибкого регулирования, можно понять, когда дешевле ехать в плацкарте. Посмотреть график можно по этой ссылке. На момент написания материала, график на 2020 год еще не опубликован.
Все описанное действует не только для плацкартных, но и для общих вагонов (которых, правда, почти не осталось).
Купейные вагоны, СВ, люксы
С ценой билетов в купейные вагоны все несколько сложнее. Здесь цену устанавливает сам перевозчик. И предсказать ее заранее с точностью до рубля невозможно.
Дело в том, что у Федеральной пассажирской компании существует динамическая система ценообразования, которая автоматически рассчитывает стоимость купейного места на конкретный день и поезд на основании многих факторов. Общая идея такова: чем выше спрос, тем выше цена.
Это означает, что, как и в плацкарте, летом билеты дороже, чем зимой.
Но, в отличие от плацкарта, где цена места на конкретную дату фиксирована вне зависимости от глубины продаж, в купе динамо-система поднимает стоимость мест по мере того, как их становится меньше.
Понятно, что, например, билет из Москву в регионы в пятницу, да еще и летом, да еще и при покупке в день отправления, будет в разы выше, чем в понедельник, зимой и при покупке за 90 дней.
«Динамо» охватывает 95% направлений в ФПК. Цена в оставшиеся 5% будет проиндексирована на те же 3,5%, что и в плацкарте. Для этих направлений также есть свой график гибкого регулирования.
Все описанное в этом разделе подходит и для вагонов СВ, и для люксов.
Ужас-ужас или что будет с плацкартом дальше
В 2020 году все будет работать по описанной выше схеме.
Однако уже и Федеральная антимонопольная служба, и РЖД высказались за то, чтобы отменить государственное регулирование цен в плацкартных вагонах на некоторых направления (центральная Россия и юг). Сейчас готовится соответствующая методика.
Скорее всего, в будущем в плацкартных вагонах также будет применяться динамическая система ценообразования. ФАС утверждает, что пока согласовывает с РЖД методику определения цен – такую, чтобы они все же оставались доступными.
Опасность дерегулируемости сегмента в том, что сейчас стоимость плацкартного билеты и для перевозчика, и для пассажира является важной психологической привязкой. Человек видит: «ага, билет в плацкарт стоит 2000, значит купе за 1500 нужно брать, а за 5000 – это перебор».
Когда такой привязки не будет, жадное РЖД сможет устанавливать цены по тем же направлениям, к примеру, 4000 рублей в плацкарт и 5000 рублей в купе. И тогда это будет беда! Очень хочется надеяться, что сейчас как раз-таки вырабатывают механизмы, которые не допустят этого.
Подпишитесь на нас в Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы еще и постим важные ж/д новости.