Давайте поговорим о двухэтажных поездах. Благо это или зло, на примере одного поезда, который пока еще одноэтажный, причем один из лучших на РЖД, а с начала декабря станет двухэтажным.
Отличный одноэтажный поезд
Речь идет о фирменном поезде №17/18 Москва – Петрозаводск, в котором курсируют вагоны всех возможных классов: плацкарт, купе, СВ и 10-местный вагон люкс с душевыми кабинами в купе.
Когда я говорю, что сегодня это один из лучших поездов РЖД, я опираюсь не только на свой опыт, но и на отзывы пассажиров. Например, на сайте туту.ру этот поезд имеет рейтинг 9,3 балла из 10. Оценка – среднее по 300 с лишним отзывов.
Едва ли вы найдете много поездов с плацкартными вагонами, имеющими такую же оценку. Те же 9,3, например, имеет частный люксовый поезд «Гранд-экспресс» между Москвой и Петербургом. Или «Сапсаны». Словом, люди поездом довольны.
Залог успеха – отличное обслуживание местными петрозаводскими проводниками и новые вагоны. Даже в плацкартах тут есть все необходимое для комфортной поездки. От розеток и usb-зарядок возле каждой полки до кондиционеров и биотуалетов.
Если кто-то думает, что на таком направлении вагоны типа СВ и ЛЮКС – никому ненужная блажь, которой никто не пользуется, то шах и мат.
Вот свободные места примерно меньше, чем за неделю до отправления поезда. Люксов и СВ почти на осталось. По пятницам и воскресеньям их разбирают и того раньше.
Двухэтажка все заменит
В декабре вместо привычного состава на маршрут выходит двухэтажка. В составе – только купейные вагоны и один СВ:
На основании указания ОАО РЖД №767/ЦЛ от 11 сентября 2019 г., состав поезда № 17/18 Петрозаводск – Москва, отправлением из Петрозаводска с 03 декабря 2019 г. и отправлением из Москвы с 04 декабря 2019 г заменяется на состав из двухэтажных вагонов.
Продажа билетов в двухэтажный состав уже открыта.
Давайте разберемся в плюсах и минусах такой замены.
«Ура, двухэтажка!», или аргументы «ЗА»
Начнем с тех, кто говорит, что двухэтажка – это отлично. Им в помощь три аргумента:
1) В двухэтажке нет плацкарта и много-много купе. А это значит, что те, кто раньше ездил в плацкарте смогут ездить в купе.
2) В двухэтажке в целом намного больше мест, чем в обычном поезде. За раз двухэтажный состав, состоящий из 10 вагонов (как в случае с петрозаводским поездом) может перевести до 600 пассажиров, в то время, как раньше в таком же количестве вагонов могло ехать вдвое меньшее количество людей.
3) Цены на в купейные двухэтажные вагоны намного меньше, чем в одноэтажные.
«Убили поезд», или аргументы «ПРОТИВ»
Впрочем, на все эти аргументы можно ответить:
1) Да, плацкартов не стало, но цены в плацкартные вагоны устанавливает государство и перевозчик их не повышает по мере приближения к отправлению поезда. А это значит, что если захотеть, то всегда можно постараться поймать дешевый билет на любую пиковую дату и в последний момент.
2) Мест стало больше, но выбора и комфорта стало меньше. Кто-то принципиально любил плацкарт. Кого-то устраивал уровень комфорта одноэтажного СВ и люкса. Да и в купейном вагоне, где едут 64 человека заведомо менее комфортно, чем в вагоне на 36 человек.
3) Действительно, при обычных условиях цены в купейные двухэтажные вагоны меньше, чем в одноэтажные, однако динамическая система ценообразования устроена так, что это не всегда работает. На скриншоте показывают пример на поезд из Москвы в Петербург. Оба поезда фирменные, но купе в обычный вагон стоит дешевле, чем в двухэтажный.
Так кто же прав?
Правда по середине, как всегда. Я радуюсь, когда двухэтажка реально улучшает какой-то поезд. Как, например, произошло с поездом Петербург – Мурманск, который был, откровенно говоря, так себе.
Но вот когда она ухудшает поезд, как в случае с «Карелией», это очень обидно. Это значит, что часть людей, которые привыкли к определенному уровню комфорта, могут уйти с железной дороги, например, в авиацию.
И еще очень важное про цены. Многие карельские СМИ уже попались в бережно расставленную ФПК ловушку, сравнив цены по маршруту Петрозаводск – Москва на 2 декабря в одноэтажный плацкарт (1484 – 2376 рублей) и на 3 декабря в купе (1199 – 1455 рублей).
Не стоит радоваться и кричать «Ура!». Это та самая ловушка, которая и была поставлена для того, чтобы вы в нее попались. Цены лучше сравнивать не за 2,5 месяца, а за неделю-другую до отправления поезда. А еще лучше ближе к новогодним праздникам. Обещаю сюрпризы, которые быстро отрезвят!