Мало, кто знает, что в Ленинградском метро существовала станция под открытым небом – «Дачное». Ее закрыли почти 40 лет тому назад и сейчас на ее платформе расположено МРЭО.
Путаница с названием
Эту станцию часто называют «Дачная». Наверное, если бы название ей давали сейчас, то оно было бы именно таким. Но тогда – нет. «ДачнОЕ» и только «ДачнОЕ». Вы видите эту надпись на вагоне поезда с фото выше.
Сейчас эта топонимика сохранилась в названии ремонтного депо Петербургского метрополитена ТЧ-2 «Дачное».
Временная станция
Со станцией «Дачное» связана удивительная история. Это была, наверное, единственная в истории ленинградского, да и московского метрополитена, станция, которая создавалась, как временная.
В середине 1960-х годов, когда на юге красная линия метро доходила только до «Автова», а новые районы дальше уже строились, решили открыть эту временную платформу. Ее соорудили прямо на существующем пути из «Автова» в сторону депо.
Такое строительство требовало минимум затрат: вся инфраструктура была готова. 1 июня 1966 года станция была открыта. Она находилась на пересечении Трамвайного проспекта и бульвара Новаторов.
Фотографии станции, которые я нашел на сайте pastvu.com и в группе, посвященной станции «Вконтакте» собрал в галерею ниже. Первые две фотографии были сделаны в день открытия станции:
Вот как об открытии новой станции метро рассказывало советское телевидение.
А вот, что писали газеты:
Под открытым небом
То, что для Москвы – обычное дело – открытые станции метро, в Ленинграде в диковинку. Станций под открытым небом тут не строили, а эксперимент с «Дачной» показал – ленинградский климат для подобных решений не подходит.
Функционировала платформа так. Станция была тупиковой, имела два пути, выполненных в виде тупикового ответвления от главных путей электродепо «Автово». Поезда поочередно прибывали на соседние пути и после осуществления высадки и посадки пассажиров отправлялись обратно с этих же путей.
В качестве платформы была использована заасфальтированная железобетонная плита шириной 8 метров. В южном торце платформы располагался единственный лестничный спуск, одна половина которого использовалась для выхода в город к Трамвайному проспекту, а вторая — для входа на платформу из застекленного кассового вестибюля.
Ниже – еще одна фотогалерея.
Современная жизнь «Дачной»
В 1977 году в шаговой доступности от «Дачной» открылась станция метро «Ленинский проспект». На карте место бывшей станции обозначено как МРЭО ГИБДД №5.
Да, часть бывшей платформы сохранилась. Сейчас там регистрируют автомобили. В 2007 году МРЭО выглядело так.
На снимке панорам «Яндекс карт» за 2019 год здание выглядит вот так.
На фото отчетливо различимы остатки платформы, которая стала основой для нового здания.
Сейчас в Петербурге есть несколько наземных станций метро, но все они, в отличие от «Дачной», спрятаны под крышу вместе с путями.