Венское метро: необычные особенности подземки, которая работает на доверии

Метро — это, пожалуй, один из самых удобных способов исследовать незнакомый город для путешественника: ты быстро добираешься до нужных точек, не тратишь много денег и заодно погружаешься в местную атмосферу. Сегодня я хочу поделиться впечатлениями от поездок на метро в столице Австрии, Вене, и рассказать, чем же оно выделяется среди других.

На первый взгляд, венская подземка может показаться довольно аскетичной и даже скучноватой — никакой вычурности в дизайне, всё предельно функционально и строго.

Ветка U4

После нашего московского метро, которое славится своей архитектурой, действительно сложно найти что-то более впечатляющее. Однако у венского метрополитена есть свои уникальные черты, которые делают его по-своему интересным.

Как оплачивать проезд: система на доверии

Первое, что удивляет при входе на станцию, — полное отсутствие турникетов. Как же тогда организован контроль? В основе лежит принцип доверия к пассажирам. Билеты приобретаются в терминалах: разовый на час обойдётся в 2,40 евро, а проездной на 24 часа стоит 8 евро. Есть также варианты на 48 часов за 13,30 евро, на 72 часа за 16,50 евро и на неделю за 16,20 евро.

Никаких турникетов - только валидаторы для компостирования билетов

При первом использовании билет обязательно нужно прокомпостировать в специальном автомате. Если у вас проездной на несколько дней, то компостировать его нужно только в первый раз, а в последующие поездки достаточно просто иметь при себе. По такому билету можно кататься неограниченное количество раз. Мы несколько раз брали именно суточные проездные — это очень удобно.

Компостируем билет при первом входе

За всё время нашего пребывания в Вене контролёры встретились нам лишь однажды — на станции, ведущей к железнодорожному вокзалу. Штраф за безбилетный проезд довольно серьёзный — 100 евро.

Похожая система действует, например, в Берлине и Праге. В Праге даже есть специальное мобильное приложение, которое в реальном времени показывает, на какой станции могут появиться контролёры.

Вагоны: от старых до современных

В венском метро можно встретить как вагоны старого образца, так и современные составы производства Siemens. Двери в них не открываются автоматически — чтобы войти или выйти, нужно нажать кнопку или потянуть за ручку. Как объясняют местные, это делается для экономии электроэнергии.

Ещё одна любопытная деталь — в каждом вагоне лежат бесплатные журналы, которые можно почитать в пути.

Исторические линии: путешествие в прошлое

Принято считать, что венское метро открылось в 1976 году, но это не совсем так. Современная сеть включает участки городской железной дороги, построенные ещё в конце XIX — начале XX веков (с 1898 по 1901 годы). Именно эти участки представляют наибольший интерес.

Кажется, что перенесся на 100 лет назад! Ветка U6

Коричневая ветка U6 — здесь используется трамвайный подвижной состав, а большинство станций сохранили свой исторический облик.

Часть линии U6 проходит по бывшей эстакаде железной дороги:

Ветка U4, в отличие от U6, была модернизирована, но тоже показалась мне очень живописной. Она проходит по поверхности, вдоль водного канала.

Да, Вена бывает и такой. Как-нибудь я обязательно покажу вам граффити Вены — они заслуживают отдельного внимания.

Другие особенности венского метро

  • Практически на всех станциях есть туалеты. Об их расположении сообщают указатели. Этот вопрос часто поднимается в контексте московского метро. В Вене туалеты платные — 50 центов.
  • На станциях установлены мусорные урны.
  • В венском метро используются две системы подачи тока: классическая с третьим рельсом и система с контактным проводом и токоприёмниками трамвайного типа.
  • На всех станциях есть рабочие лифты для людей с ограниченными возможностями!
  • Метро состоит из пяти линий, которые называются U1, U2, U3, U4, U6. Каждая имеет свой цвет. Линия U5 до сих пор находится в стадии планирования.
  • На одной из станций ветки U3 можно увидеть древние артефакты, обнаруженные во время раскопок перед её строительством.

станция Rochusgasse

Возможно, вам также будут интересны следующие статьи:

Метро Испании
Метро Марселя
Метро Казани - самое молодое метро России

А вы пользуетесь метро в других городах или странах? Или предпочитаете альтернативные виды транспорта? Поделитесь своим опытом в комментариях!