Если оглянуться на пять лет назад, я был тем самым пассажиром, который, наслушавшись леденящих душу историй о вагонных кражах, обязательно на ночь запирал дверь купе на все возможные замки. Однако со временем мои привычки кардинально изменились, и сегодня я поступаю с точностью до наоборот.
Я хорошо помню ту эпоху, когда в поездах воровали часто, нагло и почти безнаказанно. Тогда в ходу были всевозможные народные инструкции по безопасности: как заблокировать дверь подручными средствами, чтобы ее невозможно было открыть снаружи. Это был целый пласт дорожного фольклора.
В продаже даже появились специальные устройства для блокировки замков, а для верхней защелки советовали использовать спичечный коробок. Все это подпитывалось жуткими байками о том, как ловкие воры через щель в двери с помощью палки или проволоки умудрялись отщелкивать внутренние блокираторы, пока пассажиры спят.
Новые реалии и простая тактика
Но, признаюсь, я уже очень давно не слышу свежих страшных рассказов о поездных кражах. Более того, когда ты делишь купе с тремя незнакомыми людьми, нельзя быть на сто процентов уверенным и в их благонадёжности. Так что вопрос, от кого в итоге стоит беречься — от мифического вора из коридора или от попутчика, — остаётся открытым. Я выработал для себя простое и практичное правило: все действительно ценные вещи — телефон, кошелёк, документы — либо убираю в рундук под сиденьем, либо кладу в изголовье своей полки, чтобы они всегда были под контролем во время сна.
А вот вопрос с запиранием двери я теперь полностью делегирую своим попутчикам. Потому что, как показывает опыт, далеко не все умеют обращаться с современными замками. Если я запру всё сам, то почти гарантированно посреди ночи раздастся шуршание, скрежет и тихое ругательство — кто-то не сможет выйти в туалет или в тамбур. И мне придётся вставать, прерывая драгоценный сон, и проводить экспресс-инструктаж по открыванию «секретного» механизма.
Современные замки — головоломка для пассажира
Замки в современных вагонах — это уже не та простая щеколда, что была раньше.
Сейчас я насчитал как минимум пять разных их конструкций. Встречаются даже высокотехнологичные варианты с электронным управлением.
И далеко не все пассажиры — такие опытные путешественники, которые ездят каждый месяц и с ходу разбираются в любом механизме. Когда время на сон и без того ограничено 6-7 часами, как в поездке между Москвой и Петербургом, просыпаться среди ночи ради таких «уроков» совсем не хочется.
Что делают другие?
Любопытно, что по моим наблюдениям, в большинстве поездок дверь в купе на ночь так и остаётся незапертой. В других случаях пассажиры закрывают её на основной замок, но не трогают дополнительную защёлку (щеколду). И лишь примерно в каждой десятой поездке находится особо бдительный человек, который приводит в действие все возможные степени защиты.
А как поступаете вы? Запираетесь ли на ночь в купе или полагаетесь на удачу и благоразумие попутчиков?
