О том, что оператор элитного поезда «Гранд Экспресс» будет обслуживать поезда в Крым, говорилось давно, но пока без какой-то конкретики. А тут смотрю – перевозчик запустил второй поезд из Москвы в Петербург с плацкартами в составе. И это уже интересно.
Что такое «Гранд экспресс»?
«Гранд-экспресс» – один из двух частных поездов, курсирующих между Москвой и Петербургом. Второй – «Мегаполис». Но если «Мегаполис» позиционирует себя, как поезд, который предлагает пассажирам за разумные деньги высокий уровень уюта и обслуживания в основном в купейных вагонах и СВ, то «Гранд-Экспресс» занял более элитную нишу.
Наверное, на сегодняшний день это самый дорогой и люксовый поезд между Москвой и Петербургом, где обычные купе – скорее, исключение. В основном в составе курсируют дорогостоящие СВ и «люксы» с душем, включенным питанием и т.д.
Поезд ходит с 2005 года и принадлежит компании «Гранд Сервис Экспресс». В 2019 году у нее дважды сменились владельцы. От компании, которая владела поездом с основания, он перешел к частному железнодорожному оператору «ТрансКлассСервис» (ТКС).
Однако ТКС довольно быстро перепродал компанию. Конечный приобретатель и сумма сделки не называются. В августе руководителем компании стал бывший чиновник, экс-вице-губернатор Тамбовской области Александр Ганов, пишет РБК.
Крымские слухи
О том, что «Гранд-экспресс» готовится к запуску поездов в Крым я писал еще в марте, когда об этом никто ничего еще не знал. Тогда мне на это намекнули два человека, близких к РЖД. С тех пор никакой конкретной информации насчет того, кто и как будет обслуживать крымские поезда не появлялось.
РЖД и их «дочка» ФПК в Крым ездить не могут из-за страха санкций. В разное время в числе возможных операторов называлась ФГУП «Крымская железная дорога» и некие перевозчики с «материка», в частности, «ФПК-Логистика», которая и может быть конечным приобретателем «Гранда».
В начале сентября РБК опубликовал статью, в которой рассказал, что «Гранд Экспресс» подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Таврия» (Таврия – это историческое название Крымского полуострова). И это уже весомый аргумент.
В компании это прокомментировали так:
«В связи с высокой степенью готовности транспортной инфраструктуры между материком и полуостровом компания рассматривает возможность расширения маршрутной сети». Предварительные оценки туристического спроса показывают, что организация пассажирского сообщения в Крым имеет значительный потенциал с точки зрения как роста пассажиропотока, так и востребованности сопутствующих сервисов. Регистрация товарного знака осуществляется в рамках формирования перспективного плана развития компании».
Поезда в Крым должны пойти в декабре с вводом в график нового расписания движения поездов (8 декабря). Начало продаж анонсировалось за 90 дней, однако час Х уже настал, но пока продажи не открыты и даже не объявлено расписание. Тем временем на сети РЖД стали замечать вагоны, которые, скорее всего, и будут ходить в Крым. Они имеют ту же ливрею, что и РЖДшные, однако на них не насены буквы «РЖД». Вот, например, я их «поймал» еще весной в Кирове.
Загадочный поезд до Петербурга
16 сентября я неожиданно заметил, что между Москвой и Петербургом появился новый поезд. Его обслуживает не ФПК, как большинство пассажирских поездов в России, а «Гранд» – это тот же перевозчик, что владеет «Гранд Экспрессом».
Из Петербург поезд отправляется под номером 169 в 21:21 и прибывает в Москву в 05:14. В обратную сторону он идет под номером 170 расписанием, которое несколько отличается день ото дня, но из Москвы он уходит ближе к двум ночи.
Однако в отличие от элитного «Гранд Экспресса» в составе появились дешевые купейные и плацкартные вагоны, да и расписание нового поезда «элитным» не назовешь. Сравните цены с «грандовскими».
Интересно, что сайт РЖД оказался не очень готов к продаже билетов в такой поезд и в разделе, где перечисляются все классы всех перевозчиков про плацкарт «Гранда» не сказано ничего.
Продажи на новый «Грандовский» поезд пока открыты лишь до 25 сентября.
Лично я не склонен считать, что «Гранд экспресс» вдруг решил облагодетельствовать пассажира и запустить дешевую альтернативу своему люксовому составу из Москвы в Петербург. Мне видится, что все уже решено: перевозчик готовится ездить в Крым и тренируется на московско-петербургском направлении. А заодно и вагоны не простаивают.
Кстати, недавно Росимущество сообщило, что купило в 2019 году 166 новых пассажирских вагонов для поездов в Крым.