Проводник с 20-летним стажем: единственный конфликт из-за полки, который закончился дракой и высадкой

Продолжаем обсуждать тему, которая волнует многих пассажиров, – споры из-за мест в поездах. Недавно я получил письмо от одного из читателей моего блога, который работает проводником в пассажирском составе. Он убеждён, что проблема с нижними полками сильно преувеличена, хотя и признаёт: за свою карьеру стал свидетелем одного инцидента, который даже дошёл до потасовки. Публикую его историю от первого лица, без изменений.

Я отдал работе проводника двадцать лет. В основном курсирую между Москвой и Санкт-Петербургом, и за всё это время у меня возник лишь один серьёзный конфликт из-за размещения. Думаю, это объясняется спецификой пассажиропотока: между столицами чаще ездят люди в командировки или с хорошим достатком – они, как правило, более воспитанные и терпимые.

Единственный случай драки

Но однажды стычки избежать не удалось. Произошло это не в моём обычном маршруте. Нас как-то направили в дополнительный рейс на юг – кажется, в Анапу. Вагон был плацкартный, полностью забитый от Санкт-Петербурга до конечной точки.

В купе ехала молодая семья: родители лет двадцати пяти и трёхлетний ребёнок. У них на троих было два верхних места. А внизу, под ними, разместились парень, похожий на типичного «ботаника» в очках, и пожилая женщина. И вот эта семья начала всем составом давить на юношу: мол, как тебе не стыдно, вверху мать с малышом, а ты внизу развалился. Но парень оказался с характером.

«Я, – заявил он, – купил этот билет за полтора месяца до поездки. Наверху мне тесно и душно, к тому же я хочу смотреть в окно – давно не путешествовал на поезде. Да и вообще мне нужно почитать книгу и подготовиться к учёбе, вот даже тетрадь с ручкой взял».

У отца семейства, судя по всему, такая позиция вызвала настоящую ярость. Как вышло, что он будет мучиться наверху, а какой-то очкарик внизу наслаждается видом и чтением? Мужчина пришёл жаловаться ко мне. Я попытался его успокоить, объяснив, что нижний пассажир имеет полное право не уступать своё место – таковы правила. И, к сожалению, свободных мест в вагоне не осталось.

Эскалация конфликта

Ненадолго страсти утихли, но когда настало время готовиться ко сну, спор разгорелся с новой силой. Дело дошло до драки, которую начал именно сосед сверху – видимо, после очередного категоричного отказа юноши.

Признаюсь, от «ботаника» я не ожидал такой реакции. Он оказался в отличной физической форме и быстро нейтрализовал агрессора, давая понять, что подобное поведение недопустимо. После этого парень обратился ко мне с просьбой высадить его на ближайшей станции. Я не имел права отказать, хотя инициатор драки даже предлагал деньги в качестве компенсации.

«Ага, а потом вы снова полезете в драку. Уж нет, до свидания», – твёрдо заявил студент.

Мне пришлось составить обращение в полицию, и буйного пассажира сняли с поезда. Его жена решила не оставлять мужа одного и вместе с дочкой тоже вышла на той же станции. Чем закончилась их история, я не знаю, но, если честно, я всей душой был на стороне того самого «очкарика». Верхние полки в плацкарте и сам терпеть не могу – поехал бы туда только в крайнем случае. Если человек заранее позаботился о билете, он имеет право спокойно ехать на своём месте.

Работа проводника – это не только контроль

Но повторюсь: за двадцать лет это был единственный подобный инцидент. Конечно, иногда пассажиры подходили с просьбами о пересадке. Особенно часто об этом просили девушки, которые не хотели ехать в одном купе с компанией молодых людей. Или жаловались на пьяных (таких, кстати, на маршруте Москва – Петербург высадить очень сложно – поезда идут почти без остановок). Или просили успокоить плачущих детей. И мы всегда старались найти решение внутри вагона, не привлекая полицию.

Я искренне хочу, чтобы поездка в поезде ассоциировалась у людей с романтикой. Со стуком колёс, чаем в подстаканнике, интересными беседами и новыми знакомствами. Поэтому всегда стремлюсь создать в вагоне именно такую атмосферу. И мне очень грустно, когда многие считают, что поезда – это сплошные конфликты и духота.

Поэтому я призываю пассажиров: продумывайте условия поездки заранее, до покупки билета. А коллег-проводников настоятельно прошу: создавайте в вагонах уют и хорошее настроение. Иначе мы окончательно проиграем самолётам и личным автомобилям.

Уважаемые читатели! Больше интересных материалов о железной дороге – в нашей группе «Вконтакте». Подписаться можно по этой ссылке: тыц ссылка.