Как маркетинговая уловка для китайских туристов обернулась против «Аэроэкспресса»

Компания «Аэроэкспресс» неожиданно прекратила специальную акцию на год раньше запланированного срока. Похоже, перевозчик столкнулся с непредвиденной ситуацией, когда о выгодном предложении узнало слишком много граждан России, хотя изначально оно предназначалось для другой аудитории.

Аэроэкспресс на Шереметьевском направлении. Фото: Виктория Ноговицына

Идея была простой: если оплачивать поездку картой китайской платёжной системы Union Pay, стоимость билета составляла всего один рубль вместо стандартных пятисот. Руководство компании, видимо, рассчитывало таким образом заинтересовать путешественников из Китая и увеличить их долю среди пассажиров.

Однако вскоре выяснилось, что получить карту Union Pay можно и в России — во многих местных банках. Первым об этой возможности громко написал Илья Шатилин в своём блоге Frequent Flyers, а затем информацию подхватили другие авторы, включая меня. Статьи о лайфхаке собрали около ста тысяч просмотров, а в некоторых банках, например в Россельхозбанке, на время даже закончились эти карты. При этом стоимость оформления и годового обслуживания была настолько низкой, что окупалась уже после первой поездки на аэроэкспрессе.

Фото: Кирилл Балберов

В итоге в «Аэроэкспрессе» решили, что россияне не должны пользоваться льготой, предназначенной для иностранных гостей, и досрочно свернули акцию. Изначально она должна была действовать до марта 2020 года, но закончилась уже в мае 2019-го.

Интересно, что эта акция вряд ли принесла бы компании серьёзные убытки. Напротив, она могла помочь привлечь новых пассажиров, которые обычно избегают «Аэроэкспресс» из-за не самой гибкой ценовой политики. Ведь когда билет стоит 500 рублей, поездка на такси или каршеринг уже становится выгоднее для двоих и более человек. К тому же, существуют более доступные и достаточно быстрые автобусные маршруты до всех трёх московских аэропортов.

Фото: Виктория Ноговицына

Досрочное завершение акции вызвало недовольство среди тех, кто уже успел ей воспользоваться или планировал это сделать. В социальных сетях даже появились призывы бойкотировать перевозчика.

Скриншот: Frequent Flyers

Впрочем, эти призывы вряд ли носят массовый характер, и компании, вероятно, нечего серьёзно опасаться. Те, кто и так критически относился к «Аэроэкспрессу», лишь укрепились в своём мнении, а большинство рядовых пассажиров, возможно, даже не узнают о решениях маркетологов.

Кстати, это не единственный спорный шаг перевозчика в последнее время. В 2018-2019 годах «Аэроэкспресс» добавил промежуточные остановки на направлениях в Шереметьево («Окружная») и Домодедово («Верхние котлы»). Но проезд от этих станций до аэропортов по-прежнему стоит 500 рублей, что делает эти отрезки, по сути, самыми дорогими в России — около 20 минут пути за полную стоимость билета.

Фото: Виктория Ноговицына

Сегодня лишь каждый восьмой пассажир добирается до Шереметьева на «Аэроэкспрессе». Пассажиропоток по всем трём направлениям в 2018 году составил 12,1 млн человек, что на 25% меньше, чем пять лет назад (для сравнения: в 2019 году услугами компании воспользовались 16,9 млн пассажиров).

Пассажиропоток «Аэроэкспресса» по годам. Источник: Википедия.

Сейчас «Аэроэкспресс» и РЖД ведут переговоры о том, кто будет строить и обслуживать ответвления к терминалам B и C в Шереметьево. Неопределённость сохраняется и вокруг проекта электрички в аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге — разговоры о ней ведутся уже лет двадцать, но дело пока не сдвинулось с мёртвой точки.