Накануне, 11 сентября 2019 года, в Японии состоялась смена правительства, а если быть точнее, — масштабные перестановки в кабинете министров. Для политической жизни страны это довольно обыденное событие: после уверенной победы Либерально-демократической партии на парламентских выборах премьер-министр Синдзо Абэ решил укрепить свои позиции, обновив команду.
С точки зрения России, главное, чего стоит ожидать от этой рокировки, — это активизации усилий Японии в вопросах, связанных с мирным договором и судьбой Курильских островов. Японская сторона по-прежнему регулярно поднимает эту тему, заявляя, что Южные Курилы (которые в Токио называют «северными территориями») были незаконно оккупированы и должны быть возвращены. Это официальная позиция, которую озвучивают японские политики.
Новое лицо, старые цели
Тосимицу Мотэги, едва успевший занять кресло министра иностранных дел, тут же выступил с заявлением о необходимости скорейших переговоров с Россией по мирному договору и курильскому вопросу. Получается, что правительство в Японии хотя и обновилось, но его ключевые цели остались прежними. Поэтому для России нет принципиальной разницы, кто именно находится у руля в Токио, если конечная цель — претензии на наши законные территории.
Японское руководство четко дало понять, что не намерено разделять проблему мирного договора и вопрос о принадлежности островов. Об этом свидетельствует прямое поручение Синдзо Абэ новому министру иностранных дел активно работать над, казалось бы, тупиковыми аспектами договора.
Позиция России должна быть твердой
Важно осознавать, что японские политики вряд ли когда-либо откажутся от своих заявлений и будут продолжать настаивать на «возврате» Южных Курил. В этой ситуации России необходимо последовательно и твердо напоминать Японии историческую правду: Курильские острова вошли в состав СССР, а значит, и современной России, на абсолютно законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Их статус является окончательным и не подлежит какому-либо пересмотру.
