Интересно, приходило ли вам когда-нибудь в голову такое сравнение? Окраска старых вагонов метро, которые до сих пор можно встретить в Москве и Санкт-Петербурге, удивительно напоминает дизайн классической банки сгущенного молока. В интернете гуляет множество коллажей на эту тему, но лично мне больше всего нравится работа иллюстратора Филиппа Шаклеина, которая очень точно передает это сходство.
Фрагмент иллюстрации. Автор: Филипп Шаклеин
Современный дизайн: сгущенке не место
Новые составы в метрополитенах наших городов выглядят совершенно иначе. Возьмем, к примеру, поезда «Москва» — их современный, часто монохромный или контрастный дизайн не имеет ничего общего с полосатой эстетикой сгущенки.
Вагоны «Русич» тоже не подходят под нужный нам «сладкий» образ.
А новые «Юбилейные» поезда в Петербурге и вовсе красят в цвета линий, на которых они работают, что делает их скорее частью навигационной системы, чем предметом для гастрономических аналогий.
Ищем классику
Но вернемся к нашей «сгущенке». Для тех, кто забыл, как выглядит эта легендарная банка, вот напоминание.
Похожую бело-сине-голубую полосатую окраску носят вагоны моделей Ем и некоторые «номерные» составы, например, 81-717. На фото ниже — минское метро, но такие же вагоны курсировали и курсируют во многих городах России и СНГ.
История дизайна: неожиданная связь?
Любопытно, что, согласно Википедии, всеми любимый дизайн банки со сгущенкой создала в 1939 году Ираида Фомина — дочь известного архитектора Ивана Фомина. Сам Иван Фомин, кстати, приложил руку к оформлению станций московского метро «Красные ворота» и «Театральная».
Метро «Красные ворота». Фото: wikimedia
К сожалению, на этом прямые связи Ираиды Фоминой, сгущенки и метрополитена, вероятно, обрываются. В 1930-е годы, когда она работала над дизайном банки, вагоны подземки выглядели совсем по-другому.
Почему так вышло? Вероятно, просто совпадение
Жаль, но какой-то увлекательной истории о том, почему вагоны изначально красили одним способом...
...а в начале 1970-х годов перешли на другой, похожий на сгущенку...
...похоже, не существует. Скорее всего, разработчики и дизайнеры в какой-то момент просто решили обновить внешний вид составов, выбрав практичную и хорошо заметную расцветку. А сходство с банкой сгущенки — не более чем забавная случайность, которая породила множество шуток и мемов.
Кстати, пока готовил этот материал, наткнулся на очень остроумный ролик на YouTube, сделанный, судя по всему, профессионалами. В нем с серьезным видом рассказывается о том, как метро на протяжении 20 лет якобы занималось скрытой рекламой сгущенного молока.
Конечно, это ирония. Но, глядя на некоторые составы, в эту шутку вполне можно поверить!
Иллюстрация Филиппа Шаклеина.
