Наверное, я потерял главное профессиональное качество блогера. Я перестал удивляться немыслимым вещам. 5 сентября и.о. губернатора Петербург «открыл» три новые станции метро. Но пассажиров туда не пустили. «Само собой», – подумал я, не удивившись.
С опозданием на восемь лет
Три новые станции метро – «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» находятся на юге города и являются продолжением пятой линии.
Открыть метро было нужно именно сейчас. У и.о. губернатора Александра Беглова на носу выборы и с рейтингом не очень хорошо. Правда пока неизвестно, как такой «ход конем» – открыть метро, не открывая, – оценят избиратели. Но поскольку каких-либо маломальски серьезных конкурентов на выборы все равно не пустили, то Беглову беспокоиться не о чем.
Вообще, с метро Петербургу не везет. Если в Москве новые станции открывают пачками, то в городе на Неве, который без метро задыхается, ничего подобного не происходит.
В 2018 году к чемпионату мира по футболу еле-еле построили две станции – «Новокрестовская» и «Беговая», на которых уже буквально спустя полгода обрушилась отделка, сломались траволаторы и потекли потолки.
До этого новую станцию метро в Петербурге открывали лишь в 2012 году.
В конце 2018-го в городе на Неве случился кризис с метростроем. Долги, суды, невыплата зарплаты рабочим, забастовки. Тогда было неясно, кто и как будет достраивать станции. Но в итоге власти вроде все разрулили.
Вообще, когда эти станции только задумывали строить, то предполагалось, что они откроются в 2011–2012 годах. Сколько раз переносилось открытие, можно представить.
Для Петербурга это свойственно. Футбольный стадион «Газпром-арена» вместо 2009 года построили к 2016, «Аэроэкспресс» уже лет 20 обещают, да все никак не могут даже начать, о высокоскоростной магистрали да Москвы говорят с начала 1990-х. Однажды даже яму вырыли, но потом закопали и поставили на ее месте торговый центр.
«Мудрый градоначальник»
Но вернемся к нашим трем станциям метро. Их открытие подготовили к выборам. Приехал губернатор Беглов и на церемонии вдруг заявил:
«Я проверил готовность новых станций метро, проехал на поезде, но есть один нюанс: система безопасности работает на сегодняшний день только в штатном режиме. В случае нештатной ситуации могут быть проблемы. Если есть хоть малейшая вероятность опасности для пассажиров, я не буду рисковать. Метро должно быть безопасным! Метро – это сложное инженерное сооружение, здесь не может быть временных режимов. Если автомобильную дорогу можно запустить в рабочем режиме, то метрополитен только по постоянной схеме».
Глава метрополитена Владимир Гарюгин пообещал, что «временный режим» продлится не больше двух недель.
Очень смешно на это отреагировала прогубернаторская пресса. СМИ оценили «мудрость» градоначальника. С публикацией «Эксперты объяснили, почему не стоило открывать метро в спешке. Действия властей были продиктованы заботой о безопасности самих пассажиров» вышла газета «Петербургский дневник».
«Метро – это стабильность, это каркас города, и безопасность людей превыше всего. А показатели разные, рейтинги – это вторично. Я считаю, наш временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов принял очень мудрое решение», – приводит издание мнение Михаила Бурцева, который представлен, как транспортный эксперт.
Почему нельзя было провести церемонию открытия через две недели, Бурцев не сказал. Жители, занявшие с восьми утра очередь, чтобы посмотреть новые станции, ушли по домам ни с чем. «Пассажиравтотранс», запустивший из Колпино к новой станции «Шушары» автобусы, развернул их прямо в дороге. Вести пассажиров оказалось некуда.
Коллеги-журналисты из паблика «Ротонда» в телеграме раскопали в архивах газетную заметку, из которой следует, что подобным же образом экс-губернатор города Владимир Яковлев открывал метро «Старая деревня» в 1999 году.
Разница лишь в том, что тогда были такие газеты, которые могли себе позволить поиронизировать над этим.