Деревня Каменка оказалась самой обычной деревней. Никаких торговых центров и ночных клубов, я, конечно же тут не наблюдал. Прямо передо мной гудела только местная электростанция, которой и принадлежала та самая заводская кирпичная труба, которую можно было увидеть еще на дальних подступах к поселку, да уходила вперед развороченная дорога между вполне стандартных рядов домов и хозяйственных построек. Если пройти чуть дальше, то на пути оказывался не внушающий доверия деревянный мост, весь какой-то продавленный и покосившийся, и за ним начинался, как это называли местные - «Центр». Та же самая грунтовка, раздолбанная колесами «Уралов», вокруг которой стояли деревянные домики побольше: видимо, школа; что-то, в чем явно угадывался сельсовет; несколько магазинов. И хоть и было тут многолюдно, но сам поселок являл собой зрелище какое-то совершенно полуразрушенное и очень запущенное. Электростанция, с которой началось мое повествование — та вообще выглядела неким заброшенным объектом в процессе его сноса.
Город Мезень находится на другом берегу реки относительно Каменки, но на тот момент я еще не понимал, как к ней можно подойти на яхте. То, что колебания уровня воды в реке здесь составляют уже всего каких-то пару метров, я уже уяснил. Однако, города я не видел за пышными кустами, растущими по берегу, и я знал, что русло там в отлив полностью обсыхает, и вообще, мне уже сказали, что подобраться туда на такой лодке как наша — очень трудно. Короче, пока я решил довольствоваться Каменкой. Переставлять лодку куда-то мне совершенно не хотелось, ибо место тут оказалось, как ни крути, просто прекрасным: стоишь далеко от берега, но никому не мешаешь; течение на отливе очень сильное, но оно легко и быстро перегребается на байдарке; пейзаж красивый. И главное, что тут было — это отлично ловящаяся сотовая связь с высокоскоростным интернетом, в который мы с Натальей без оглядки погружались почти все время, что сидели в лодке, закусывая это дело разными яствами, которые я регулярно покупал во множестве здешних магазинов.
Собственно, магазинов в Каменке было, действительно много. Цены в них тоже радовали, так как оказались хоть и завышенными по сравнению с «земельскими», но вполне себе терпимыми. Спасибо дороге, которую совсем недавно построили, и которая соединила Мезень с Архангельском. Кроме того, в Каменке имелась так же главная по притягательности вещь для нас. Заправка! Тот самый объект, который и склонил нас к тому, чтобы вообще делать этот крюк и заходить в эту реку. Туда-то я и собирался направиться после моего утреннего шопинга, в ходе которого я приобретал всякие сладости. Наталья в этот момент как раз, наверно, уже выставила в кокпит все канистры, с которыми я высажусь в немного другом месте, и которые я буду челночным способом таскать от заправки к берегу. Таков был мой замысел.
Однако, ничего у нас не получается просто так. И когда ближе к вечеру я очутился со связкой моих канистр на здешней заправке (пара резервуаров, будка с кассиром), то меня ждало разочарование. Предчувствие фиаско я ощутил еще в тот момент, когда подходил к окошку будки, заранее наклонившись, чтобы видеть сонную физиономию оператора, и на ходу вытягивая из кармана банковскую карту. «По карте ведь можно, да?» «Ыыы, нееет» — с легкой улыбочкой протянул в ответ оператор. «Ну и сберкассы у вас тоже нет», сказал я уже скорее утвердительно, потому как яндекс-карты никакой сберкассы мне тут не показывали. Оператору от этого стало уже совсем весело, и он подтвердил мое предположение, улыбаясь уже совсем откровенно и глядя на меня из-за решетки даже без всякой жалости.
Таким образом, было решено отправить Наташку в Мезень, которая поехала бы туда на специальном теплоходике Сиверко, приобретенном поселком в рамках программы транспортной доступности, что курсировал между двумя населенными пунктами по нескольку раз в день. Там как раз был Сбербанк, где с карточки можно снять наличные.
Забегая вперед, я скажу, что бензина в Каменке я купить так и не смог, ибо когда я пришел на заправку с настоящими деньгами через день, то там просто закончился бензин, и тот же самый оператор, отрываясь от стакана лапши быстрого приготовления, все с тем же безжалостным смешком, говорил, что точно не знает, когда он тут появится вновь. И нам, таки, пришлось отправляться к Мезени прямо на яхте. Но по счастью, обстоятельства сложились так, что ровно в то же время в городе гостил наш виртуальный знакомый Александр Поздяев — наверно, самый отмороженный (в хорошем смысле) полярный яхтсмен из тех, кого я знаю. О Мезени и о Поздяеве надо будет рассказывать отдельно и с картинками. Но именно он помог нам довезти бензин с заправки при помощи его родичей, поэтому все получилось легко и без напряга, и после этого нам оставалось только дождаться самой благоприятной погоды для продолжения нашего пути.
Помнится, Александр во время нашего прощания предположил, что мы пойдем домой, но я удивил его тем, что мы хотим попробовать пойти дальше. «Но ведь уже сентябрь! Темнота! Но ладно, дело ваше» - Александр, как и все другие причастные к полярным морям люди, с которыми я, например, общался по телефону, говорил нечто такое, в общем духе. Его слова, среди прочих, сказанных мне — запали в мое подсознание, и я, конечно, все больше и больше начинал думать о том, что поход наш вышел каким-то неудачным. Всюду мы опоздали, и впереди только бесконечное оттягивание неизбежного возвращения, которое, в итоге может оказаться не менее долгим и трудным, чем наш путь сюда.