У всех причастных к железнодорожному транспорту есть традиция. Два раза в год, летом нечетного года ходить на железнодорожный салон в Щербинке. В этом году он был столь же ужасен, как и газета «Гудок», его организовавшая.
Организационная чехарда
В этом году с железнодорожным салоном в Щербинке что-то не заладилось с самого начала. Еще в июне я начал искать информацию о нем в Сети. Однако на сайте салона «Экспо 1520» (так он назывался раньше) было написано, что в 2019 году организатор мероприятия «Бизнес.Диалог» выставку не проводит. Знаю, что из-за этого сообщения многие сделали вывод, что салона не будет.
Потом мне шепнули, что салон все же состоится – с 28 по 31 августа. Однако организует его издательский дом «Гудок», и информацию о нем надо искать уже на другом сайте. Кроме того теперь он называется «PRO//Движение.Экспо».
Конечно, хуже дат придумать было нельзя. Все маломальски думающие транспортные журналисты и эксперты в эти дни тусовались на авиационном салоне «МАКС». Однако, я пропустить ж/д выставку не мог и 31 августа, в день массового посещения, поехал на нее. Вход в тот день был бесплатный.
«Лучше бы на речку пошли»
Самой зрелищной частью всегда является динамическая экспозиция – это когда локомотивы проходят парадом по Щербинскому кольцу.
Когда за 10 минут до начала парада я подошел к площадке, откуда предполагалось смотреть его, оказалось, что все места заняты. Просто встать у рельс не разрешала служба безопасности в виде женщины, которая кричала: за меня не заходить. Но толпа, пришедшая смотреть паровозы, ее не слушала. Потом пришел мужик в галстуке и требовать не заходить за него стал уже он, отойдя от того расширив территорию, куда можно, метров на 30. Впрочем, люди никого не послушали и встали так, как нужно было им.
Хорошо бы организаторам кто-нибудь кого-нибудь рассказал бы, что если они хотят управлять толпой, которую позвали на просмотр выставки, то эту толпу надо как-то организовать. Придумать, как ее разместить, чтобы всем все было видно. А если это невозможно, то продавать на это мероприятие ограниченное количество билетов. И тут я подумал: хорошо, что параллельно шел МАКС, на который в тот день отправилось 200 с лишним тысяч человек (заметьте не бесплатно, а купив билеты за 800 – 1000 рублей). Если бы не МАКС, сюда пришло бы больше и недовольных было бы больше.
Объявление в мегафон: «У путей больше нет мест, приходите на второй показ через четыре часа» звучало уныло, а сама экспозиция мало чем отличалась от позапрошлогодней.
Зрителей особо бесили три факта.
Первое. Организаторы решили пускать локомотивы не подряд, а с перерывами, сопровождая запуск каждого из них танцевальным шоу на платформе. Однако видели это шоу лишь те, кто находился непосредственно рядом, а это, по моим оценкам, процентов 10 присутствующих. Остальные просто тупо стояли и ждали следующий локомотив. Хорошо бы организаторам кто-то рассказал, что уже изобрели такую технологию, как трансляция на экране чего-то, что не могут увидеть все собравшиеся из-за ограниченного пространства сцены.
Второе. На пути выпустили косноязычного парнишку с мегафоном, который произносил фразу типа: «Какой сегодня чудесный день, светит солнце. Давайте не будем его портить, придерживайтесь безопасности». После проезда каждого из локомотивов он произносил что-то феерическое из серии: «Какие мы молодцы, что все сделали хорошо».
Третье. Никакой информации о том, что показывается. Только знатоки понимали, что за паровоз, тепловоз или электровоз едет. На том же МАКСе всю летную программу комментировали спецы, детально разбирающиеся в авиации, а динамики были установлены вдоль всего летного поля.
После показа локомотивов проходившие мимо мамочки с детьми делились впечатлениями: «Лучше бы на речку пошли» и «Надо было сегодня на МАКС ехать». Низко летевшие военные самолеты как будто дразнили.
Ничего нового
На выставке, увы, тоже не было ничего нового. Весной замглавы Трансмашхолдинга анонсировал презентацию в Щербинке нового плацкартного вагона, но, увы, премьер не было. Привезли уже виденное. Это и двухэтажные сидячки (эксплуатируются с 2015 года), всем уже знакомые «Ласточки» и «Иволги», привезли новый рельсовый автобус... Плацкарта со шторками тоже не было.
Единственной реальной новинкой оказался двухвагонный купейный сцеп, который еще не эксплуатируется. Но и его в апреле показывали на Рижском вокзале в Москве.
В общем, кроме парада локомотивов и прогулки по новым старым вагонам публике заняться было нечем. Где-то должна была идти лекция историка ж/д транспорта Алексея Вульфова, но волонтеры не знали где. В павильон «Трансмашхолдинга» пускали только избранных. Девушка сказала, что руководство запретило пускать посетителей. Можно только сотрудникам.
В 2017-м, помню, было довольно много активностей. Можно было посидеть на больших подушках на траве или подурачиться в фотобудке. У меня до сих пор на холодильнике висят фотки с того салона... В этом году даже присесть было негде, а занятий там было часа на два максимум.
Лицо отрасли и глупая реклама
Хорошо, что я приехал на выставку из Москвы. Если бы я ехал на нее из другого города, мой текст был бы еще более злым.
Сейчас будет несколько пафосных слов. Выставка в Щербинке считается главным ж/д событием России. Эдакое лицо железнодорожного транспорта. Массовое мероприятие, а не просто междусобойчик для профессионалов. И если вы зовете туда людей, делаете свободный вход, то обеспечьте им отличное времяпрепровождения. А то, когда люди видят такое «лицо отрасли», они делают соответствующие выводы о ней в целом. Выводы, в общем-то, не совсем верные. Потому что кое-что на ж/д к лучшему все же меняется.
И вместо послесловия. Есть в соцсетях такой паблик – называется Mash. У профессиональных журналистов к нему масса вопросов по проверке информации, методах работы с источниками (например, информацию о катастрофе «Суперджета» в Шереметьево они пытались получить под видом проверяющего) и т.д. Но Mash пишет ярко, часто бывает первым, публикует много криминала и поэтому у них очень много подписчиков в соцсетях. Так вот, во вторник, в телеграме Mash вышла рекламная статья по итогам салона. Типа для тех, кто не был, мы расскажем, как там было хорошо. Это реально очень смешно. Пиар прошедшего и не очень хорошо организованного отраслевого мероприятия в массовом паблике... Профи улыбнуться.