Как я открыла для себя Золотой треугольник искусств Мадрида: личный опыт и впечатления

Мадрид — город, где искусство живет на каждом углу

Столица Испании — это настоящий фейерверк эмоций, архитектурных шедевров и кулинарных соблазнов. Но среди всей этой яркой суеты я для себя выделила отдельную, очень важную часть программы — погружение в мир искусства. Музеи здесь не просто пункты в списке достопримечательностей, а целые вселенные, которые стоит исследовать не спеша. Особое внимание, конечно, заслуживает так называемый «Золотой треугольник» — три главные художественные сокровищницы города.

Сердце классики: Музей Прадо

В этот треугольник входят легендарный Прадо, музей Тиссена-Борнемисы и Национальный центр искусств королевы Софии. Свое название они получили благодаря удачному расположению — все три находятся в шаговой доступности друг от друга, что позволяет легко спланировать культурный маршрут. Что особенно приятно, в каждый из этих музеев можно попасть абсолютно бесплатно в определенные часы. Условия простые и выполнимые. Мне, например, удалось посетить все три, не заплатив ни цента, а в Прадо я даже сходила дважды, чтобы лучше все прочувствовать.

С чего начать? Логичный маршрут

Идеальный маршрут, как мне кажется, должен вести от классики к современности. Логичнее всего начать с Прадо, где царят старые мастера, затем погрузиться в мир искусства конца XIX — середины XX века в Тиссена-Борнемисы, а завершить путешествие в центре Софии, где можно увидеть, во что это искусство выросло в Испании XX столетия.

Мой личный выбор: сначала — к импрессионистам

Однако я пошла против логики и начала с музея Тиссена-Борнемисы, потому что не смогла устоять перед желанием увидеть любимых импрессионистов. Многие идут сюда ради Дали, но, признаюсь, его работы снова оставили меня равнодушной, как и раньше. Зато я испытала настоящее удивление, увидев его «Сон, навеянный полетом пчелы…» — картина оказалась на удивление миниатюрной, я всегда представляла ее себе гораздо больше. Зато здесь есть от чего задержать дыхание: Моне, Ван Гог, Мунк, Писсарро… Поскольку это бывшая частная коллекция, чувствуется личный вкус собирателя — он приобретал то, что было ему по душе.

Здесь можно найти и Дюрера, и Тициана. Приятно удивила хорошая подборка русских художников: Шагал, Кандинский, Ларионов, Бурлюк. Интересно было познакомиться и с американскими авторами, включая Уорхола. Коллекция может показаться несколько эклектичной, но в этом и есть ее особая, домашняя прелесть. Я ловила себя на мысли: «Вот жил человек, и все эти полотна висели у него в доме. Как же это здорово!»

Вот бы дома висела такая картина!

Прадо: встреча с величием

В Прадо, на мой взгляд, нужно ехать с особым настроем. Количество шедевров здесь просто зашкаливает. Я заранее решила не распыляться и сфокусироваться на главном. За два визита я посвятила время Веласкесу, особенно его поздним работам. «Менины» заворожили меня полностью. Невероятно долго я стояла перед «Садом земных наслаждений» Босха. Посмотрела и Эль Греко, но все же пришла к выводу, что самое сильное впечатление его работы производят в маленькой толедской церкви. Остальные залы я прошла быстрее — я не большой поклонник старых мастеров в таком объеме.

Потрясение в музее королевы Софии

А вот в музее Софии меня ждало настоящее откровение. Я всегда хорошо относилась к Пикассо, но не была его страстной поклонницей. Здесь же он открылся для меня с совершенно новой стороны. Раньше я чаще видела работы его молодого и зрелого периода, а здесь было много поздних произведений, и экспозиция выстроена блестяще — она ведет зрителя от ранних опытов к итоговым творениям.

И вдруг я с невероятной ясностью ощутила, как внутренний мир художника рушится и перестраивается, как он проживает вместе со своим временем всю трагедию середины XX века. Я буквально чувствовала его глубокие переживания. И в этом контексте «Герника» стала мне невероятно близка и понятна, до слез (а я человек совсем не сентиментальный!). Я осознала, что его мир после этого уже никогда не вернется к беззаботности и хулиганскому эпатажу молодости — его поздние холсты переполнены трагизмом.

Сад в Центре искусств Королевы Софии

Чтобы прийти в себя после такого интенсивного переживания, мне пришлось выйти в музейный сад, посидеть в тишине и лишь потом продолжить осмотр. Дальше я смотрела других испанских художников, которые, безусловно, талантливы и интересны, но часто остаются в тени своих великих соотечественников.

Заметила, что многие посетители стремятся в основном к Дали и «Гернике», делают на их фоне селфи и довольные расходятся. А ведь в музее и помимо этих гигантов есть на что посмотреть: Миро, Магритт, испанские сюрреалисты и авангардисты, впечатляющая коллекция современных авторов. Фотографировать здесь разрешено, но лично я не люблю снимать картины — ни в Прадо, ни в Софии я этого не делала.

Итоги путешествия

В общем, моя музейная программа в Мадриде удалась на все двести процентов. Я готова вернуться в этот город уже только ради этих музеев. Хотя, конечно, и сам Мадрид невероятно хорош.

Если вам понравился мой рассказ, поставьте, пожалуйста, лайк. И поделитесь им с друзьями в соцсетях — это поможет развивать канал и делать его лучше.

А чтобы не пропустить новые истории, подписывайтесь на мой канал. Вас не будут беспокоить уведомления, просто в ленте будут появляться мои материалы.

Читайте и другие мои рассказы:

7 самых фотогеничных мест Мадрида Пробую паэлью в Испании: ожидание vs реальность Что интересного и непонятного продают на рынках в Андалусии

Желаю всем удачных путешествий! Спасибо за внимание!