Несколько недель назад мне довелось с фотоаппаратом в руках провести пару часов на Ленинградском вокзале Москвы. Это была пятница — тот самый день, когда столица будто выдыхает, отправляя тысячи людей к домам или в короткие путешествия на уик-энд. У меня было немного времени, и я решил пройтись по перронам, чтобы запечатлеть эту особую, динамичную атмосферу.
Хочу поделиться увиденным: какими поездами живет вокзал, какие интересные детали можно заметить и с какими неожиданными персонажами иногда пересекаешься.
Два «Сапсана», встреча с топ-менеджером РЖД и принципиальная проводница
Первым делом я направился к платформе, откуда отправляются скоростные «Сапсаны» в Петербург. В тот вечер они уходили с интервалом всего в десять минут, и мне очень хотелось застать момент, когда оба состава стоят рядом, создавая впечатляющую картину.
Но едва я ступил на перрон, как один из поездов плавно тронулся с места (все фотографии в этом материале собраны в интерактивные галереи, которые можно листать).
К сожалению, ушел именно тот, удлиненный состав из 20 вагонов, и я не успел сделать кадр с двумя «Сапсанами» в кадре. Зато я прошел к голове оставшегося поезда. И стал свидетелем, как в первый вагон — это был вагон первого класса с купе-переговорной — поднялся заместитель главы РЖД Дмитрий Пегов. Известно, что он родом из Петербурга, и, видимо, как многие столичные работники, выбрал привычный маршрут домой на выходные.
Рядом с составом стояла проводница — такая, будто сошла с рекламного плаката. Освещение было удачным, и я попросил разрешения сделать ее портрет на фоне яркого борта «Сапсана» с логотипом.
«Профессиональная съемка нам запрещена», — вежливо, но твердо ответила девушка, которая только что проводила в вагон высокопоставленного пассажира.
Что ж, не судьба. Зато могу показать вам этот сверкающий чистотой «Сапсан» и ту самую проводницу — правда, со спины — в разных ракурсах.
Двухэтажный состав-«сборная солянка» и рабочие моменты
Спустя несколько минут и второй «Сапсан» отправился в путь. А на освободившееся место прибыл дневной двухэтажный поезд из Петербурга. Он не числится в основном расписании, это дополнительный рейс. Что сразу бросилось в глаза — вагоны в его составе явно были из разных партий, судя по различиям в окраске. Вы замечали, что двухэтажные вагоны могут сильно отличаться по внешнему виду?
Состав встречала бригада рабочих. Как только последний пассажир сошел на перрон, они оперативно приступили к уборке — собирали постельное белье, готовя поезд к следующему рейсу.
Вагон-люкс для высокого духовенства и фирменный поезд в Псков
Тем временем на соседнем пути уже ждал отправления скорый поезд №10 «Москва – Псков».
Это фирменный состав, в котором есть не только современные плацкартные вагоны, но и вагон-ресторан, эксклюзивный вагон-салон всего на восемь мест, а также вагоны частного перевозчика «ТКС». Возле того самого вагона-салона я и встретил псковского митрополита Тихона — человека, которого часто называют потенциальным будущим патриархом и духовным наставником президента. Само собой, для таких путешествий выбирается наивысший уровень комфорта.
Меня всегда удивляло, как получилось, что в такой не самый богатый регион, как Псковская область, из Москвы ходит всего один регулярный поезд, да еще и в таком премиальном оформлении. В РЖД, конечно, могут сказать, что он хорошо заполняется. Но ведь альтернативы в виде более простого состава пять дней в неделю просто нет (только по пятницам и воскресеньям появляется второй псковский поезд, но уже с Рижского вокзала).
Насколько такой комфорт доступен по цене, можно судить по скриншоту с сайта РЖД.
Пока я переходил между платформами, до меня донеслись громкие крики. Это женщина с детьми, опаздывавшая на тот самый псковский поезд, отчаянно ругалась с сотрудниками пункта досмотра, обвиняя их в «преступных приказах» и создании искусственных препятствий.
Еще один фирменный состав — «Карелия»
А к соседней платформе в это время подали поезд «Москва – Петрозаводск». В его составе были и вагоны беспересадочного сообщения до Сортавалы, которые лично мне очень интересны (об этом я как-нибудь расскажу отдельно).
Этот состав тоже фирменный, носит имя «Карелия» и чем-то напоминает псковский, но здесь нет вагонов частных компаний — только от ФПК. Зато и ресторан, и вагон-люкс присутствуют — последний, кстати, раньше курсировал в премиальном «Экспрессе» между Москвой и Петербургом. Все плацкартные вагоны — новой модели, с розетками, кондиционерами и биотуалетами. Что важно, у этого направления нет монополии одного перевозчика, в отличие от псковского, поэтому пассажиры могут выбирать из нескольких вариантов.
К началу посадки уже окончательно стемнело, поэтому основные фотографии этого состава я сделал позже, уже в Петрозаводске.
Вот таким насыщенным и полным наблюдений получились эти два часа на Ленинградском вокзале.
