Многие отдыхающие на восточном побережье Крыма наверняка любовались знаменитыми Скалами-Кораблями — четырьмя живописными скалами, виднеющимися в море напротив розовых вод Кояшского озера и диких пляжей Опукского заповедника.
Неизвестная страница войны
Однако мало кому известно, что эти скалы сыграли ключевую роль в ходе Керченско-Феодосийской наступательной операции в 1941 году. Тогда советское командование пыталось остановить немецкое наступление на Крым, отбить полуостров и прорваться к осажденному Севастополю.
Скалы-Корабли — уникальное природное явление Крыма. В четырех километрах от берега в Черном море возвышаются четыре невероятно прочных известняковых рифа, которые тысячелетиями противостоят морским штормам.
Их называют Элькен-Кая, Каравия, Петра-Каравия и Эльчен-Кая. Сегодня здесь гнездятся бакланы, а в конце декабря 1941 года им было суждено стать молчаливыми участниками важнейшей военной операции.
Отчаянный план
В конце 1941 года, когда советские войска были вытеснены из Крыма и лишь Севастополь держался в блокаде, было принято решение о масштабной наступательной операции. Целью было прорваться к Севастополю, деблокировать его и оттеснить немецкие войска к Перекопу.
Для этого планировалась массовая высадка десанта по всему восточному побережью — от Керчи до Феодосии. Операцию решили проводить ночью с использованием крупных надводных кораблей, вплоть до крейсеров. Однако для точной навигации в темноте требовались ориентиры-маяки.
Поскольку побережье было под контролем противника, самый важный маяк решили установить на самой высокой из Скал-Кораблей — Эльчан-Кая.
Миссия двух лейтенантов
Для выполнения этой задачи к скалам направили подводную лодку Щ-203 «Щука». На ее борту находились два лейтенанта-гидрографа — Владимир Моспан и Демьян Выжул.
Их миссия была невероятно сложной: высадиться на скалы в штормовое декабрьское море ночью, взобраться на обледеневшую двадцатиметровую вершину Эльчан-Кая с ацетиленовым фонарем и баллоном газа, и зажечь наверху световой сигнал.
Трудности начались сразу: из-за сильного шторма подлодка не смогла близко подойти к скалам. Пришлось спускать на воду спасательную шлюпку, грузить в нее оборудование, и лейтенантам самостоятельно добираться до цели.
Свидетели позже вспоминали, что места в шлюпке было так мало, что офицеры решили не брать с собой шинели.
Сложно даже представить, как им удалось в мороз и шторм добраться до скал, высадиться, вскарабкаться по обледенелой отвесной поверхности, затащить тяжелое оборудование и вовремя зажечь фонарь! Взгляните на фотографию этих скал — и попробуйте вообразить этот подвиг.
Успех операции и трагическая развязка
На десантных кораблях долгожданный маяк заметили, скорректировали курс и взяли направление на Феодосию. Впервые в военной истории крейсера ворвались в порт, занятый врагом, и высадили десант прямо на пирсы.
2 января 1942 года операция успешно завершилась — Керченский полуостров был освобожден от немецких войск.
Но сами лейтенанты-гидрографы этого триумфа не увидели. В ночь на 29 декабря подводная лодка вернулась, чтобы забрать их, но на скалах никого не обнаружила.
После окончания операции поиски на берегу также не дали результатов — следы героев исчезли.
Правда открылась лишь после войны. Как выяснилось, свет маяка заметили не только наши корабли, но и немецкие наблюдатели. Противник отправил к скалам патрульный катер, который захватил полузамерзших и обессилевших Владимира Моспана и Демьяна Выжула. Больше о их судьбе ничего не известно...
В советское время на склоне горы Опук, прямо напротив Скал-Кораблей, установили небольшой памятник-обелиск, который долгие годы оставался безымянным...
Вечная память героям!
