Когда мы были в Кении, то побывали в одной из деревушек, куда привозят туристов посмотреть на масаев. Естественно, для туристов у них заготовлено представление, с танцами, пением и добыванием огня без спичек (и зажигалки :).
Я человек не лишённый критического взгляда на вещи, поэтому понимал, что они не поют и танцуют дни напролёт, и что часть того, что мы видим – представление для туристов. Я даже написал отдельную заметку, где описывал, что я считаю в масайской деревне правдой, а что показухой. Если вы пропустили тот очерк, то в конце этого дам ссылку.
Среди прочего также упоминалось, что у масаев для инициации подростков в мужчин требуется, чтобы кандидат убил льва при помощи лишь копья, ножа и лука. Я, естественно, спросил, кто из ребят уже "добыл" своего льва.
Они замялись и смущённо заулыбались. Начали говорить, что это уже необязательно в наши дни. Но у одно из них есть дядя, который действительно убил льва согласно традициям. Я сделал вид, что поверил.
Потом стал узнавать у гида, как это масаям разрешают убивать львов? Гид рассказал нам, что масаи кочевой народ, с особым статусом. Они живут на равнинах Великой Рифтовой долины и кочуют вслед за своим скотом. Для них нет границы между Кенией и Танзанией.
Более того, им даже разрешают выпасать их стада прямо в заповедниках. А ещё у масаев в религии говориться, что Бог создал масаев, и скот для них. Поэтому они считают, что весь скот принадлежит им. А другие народы просто его украли. Поэтому они не считают преступлением украсть скот. В их представлении они просто возвращают украденное законным хозяевам :)
В Танзании у нас был другой гид, и я как-то забыл спросить его о масаях, пока мы не заехали в кратер Нгоронгоро, где и произошёл примечательный случай.
В один из дней, рано утром мы приехали смотреть кратер Нгоронгоро. Вдалеке, у склона кратера был небольшой лесок, у опушки которого паслось небольшое стадо синих гну.
Внезапно антилопы встревожились и ринулись прочь. Спустя несколько мгновений из-за деревьев показался прайд львов.
Львы вышли из леса и шли по направлению склона. Я проследил взглядом траекторию их движения, прикидывая, нет ли подъезда поближе к львам, и тут увидел отару овец, которые мирно пощипывали травку. Лёгкая добыча! Хорошо, что масаев нет. Не хотелось бы беспомощно наблюдать за трагедией.
Но масаи так не считали. Буквально за несколько секунд они материализовались из кустов, и стали между отарой и львами. Никаких ружей, пулемётов и базук. Всё те же символические дубинки в руках.
– Их же сейчас съедят. – Я с тревогой обернулся к гиду. Но тот был совершенно безмятежен. Даже не смотрел в ту сторону.
– Кого?
– Масаев! Львы съедят масаев!
– Ни в коем случае. Львы никогда в жизни не станут нападать на людей в красно. За многие века они научились тому, что люди в красном – смерть.
Мы постояли ещё немного. Львы поглазели на овец, а потом демонстративно отвернулись и улеглись отдыхать. Ну, а мы удивлённые поехали дальше. День только начинался...
Так что теперь, когда мне говорят, что масай с копьём, луком и ножом в одиночку мог убить льва, я не столь скептически к этому отношусь. Ведь я сам видел как пара масаев с маленькими дубинками удержала своим видом целый прайд львов.
Вот такой очерк. Надеюсь, было интересно. Буду благодарен, если вы поддержите публикацию лайком.
Если вам интересны подобные заметки, то не забудьте подписаться на канал впереди национальный парк Серенгети и кратер Нгоронгоро
Как и обещал – ссылка на очерк о деревне масаев.