В середине августа в соцсетях и новостях активно обсуждался конфликт в поезде дальнего следования, связанный со сдачей постельного белья. Причиной стал видеоролик, где пассажирка купе устроила громкий скандал, отказавшись выполнить просьбу проводницы. Эта история вызвала широкий резонанс и комментарии от официальных лиц, вплоть до руководства РЖД.
Прежде чем делать выводы, давайте вместе разберемся в сути проблемы и существующих правилах.
Чья это обязанность — убирать белье в поезде?
Ответ не так однозначен, как может показаться. Большинство пассажиров уверены, что это исключительно задача проводника. И формально они правы.
Это закреплено в официальном документе. Пункт 5.1.75 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте четко указывает:
Никаких исключений или дополнительных условий в правилах нет. Однако, исходя из личного опыта, я всегда сдаю белье, если выхожу не на конечной. Я рассуждаю так: на мое место скоро приедет другой человек, а у проводницы может просто не хватить времени быстро подготовить спальное место к новому заселению.
Также я сдаю постель, если просыпаюсь задолго до прибытия, хочу сесть у окна, а разобранная кровать мне мешает. В остальных случаях я не тороплюсь это делать. И должен признать, когда поезд приходит в пять утра, а за час до этого по вагону проходит проводник с громким напоминанием «Сдаем белье!», мое настроение и понимание ситуации становятся очень близки к состоянию той самой женщины из видео...
«Хватит выполнять команды!» — что произошло в вагоне?
Точное место и время события неизвестны. Но на полутораминутном ролике видно, как женщина в возрасте очень эмоционально, почти на грани истерики, высказывает проводнице свое негодование из-за требования сдать постельное белье. Со стороны кажется, что пассажирка была настолько возмущена, что полностью вышла из себя.
«Перестаньте отвечать на команды "Принеси постель", "Сдай постель"», — призывает она других пассажиров. В ответ проводница угрожает вызвать полицию, на что женщина с готовностью соглашается, обещая написать заявление на сотрудницу за недобросовестное исполнение обязанностей. (Источник видео: паблик «Вконтакте» «Россия»).
Любопытно, что зрители разделились в оценках примерно поровну: одни поддерживают пассажирку, другие осуждают ее поведение.
Издание «Вгудок» нашло и довольно ироничный комментарий по поводу ситуации:
Реакция официальных лиц и компаний
Инцидент привлек внимание крупных СМИ. РИА Новости запросили комментарий у Федеральной пассажирской компании (ФПК), которая дала следующие разъяснения:
Многие пассажиры задают вопрос, нужно ли сдавать постельное белье после поездки? Спешим ответить на него — нет, не нужно. Проводник самостоятельно соберет его после прибытия на конечную станцию.Кроме того, по просьбе пассажира проводник должен застилать постельное белье, но стоит учесть, что в первую очередь помощь оказывается пассажирам с детьми, пожилым и людям с ограниченными физическими возможностями.В фирменных поездах перед отправлением с начальной станции проводники застилают постельное белье на верхних полках. На нижних местах постель также застилается, но в том случае, если вагон оборудован полками-трансформерами, конструкция которых позволяет с легкостью превратить кровать в удобный диван. Белье также застилают во всех вагонах СВ и люкс.Тему также поднял телеканал «Звезда» в материале под названием «Бельевая угроза». Начальник управления обслуживания пассажиров ФПК Андрей Сондык отметил:
«Работа с пассажирами – это всегда тяжелая работа. Бывают разные пассажиры, но так как мы являемся обслуживающим персоналом, наша обязанность, конечно же – учитывать пожелания пассажиров и выполнять их просьбы. Но мы должны вести себя по отношению друг к другу все-таки спокойно и лояльно. Мы находимся в общественном месте, и от этого зависит комфорт и уют поездки», – сказал Сондык, видимо, намекнув на поведение пассажирки.«Звезда» также приводит мнение помощницы прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Екатерины Коротковой. Она подтвердила, что по действующим правилам уборкой белья должны заниматься проводники.
Есть и курьезный факт. Документ, возлагающий обязанность по сбору белья на проводника, был утвержден еще в 2003 году главным санитарным врачом Геннадием Онищенко (тот самый, который в свое время запрещал «Боржоми»).
Однако для многих журналистов эти давно существующие правила стали открытием. Например, РБК вышло с заголовком: «РЖД разрешили россиянам не сдавать постельное белье в поездах проводникам». На что хочется заметить: «Да, это «разрешили» еще 16 лет назад...».
Почему правила пора пересматривать
А теперь давайте посмотрим на проблему с точки зрения логики и современных реалий. В России уже несколько лет эксплуатируются двухэтажные вагоны на 64 места. В этом году началось производство купейных сцепов, где один проводник будет обслуживать 72 человека. В перспективе возможны двухэтажные плацкартные сцепы, где на одного сотрудника может приходиться более 100 пассажиров.
Если оставить правила неизменными, это может привести к хаосу. Представьте поезд дальнего следования, например, Петербург – Кисловодск. На крупной промежуточной станции, такой как Москва, может выйти половина вагона, и на их места тут же сядут новые люди.
Если все пассажиры, наслушавшись новостей о своих правах, станут отказываться сдавать белье на промежуточных станциях (формально они будут правы), то новые пассажиры будут заходить в вагон к неприбранным, смятым постелям. Это создаст крайне неприятную и антисанитарную обстановку.
На мой взгляд, правила требуют уточнения. В них стоило бы прописать что-то вроде:
Уборка использованного постельного белья осуществляется проводником вагона после высадки пассажира на конечной станции. Если пассажир выходит на промежуточных остановках, он обязан по просьбе проводника сдать белье не позже, чем за 10 минут до прибытия на станцию. При этом проводник не имеет права требовать сдачи белья ранее, чем за полчаса до прибытия.Как вы думаете, это было бы разумным решением?
