В прошлой статье я делился впечатлениями о нашей спутниковой связи — пусть и не идеальной, но всё же позволяющей строить маршруты. Признаюсь, когда несколько лет назад мы начали использовать прогнозы погоды в море, наша скорость и эффективность перемещений выросли кардинально. Однако в этот раз события развивались совсем не по намеченному сценарию.
Покинув Беломорск, воодушевлённые благоприятным прогнозом, мы взяли курс прямо на Стрельну — посёлок на Кольском полуострове, стоящий на одноимённой реке. Это одно из немногих мест на Терском берегу, где килевая яхта может найти надёжное укрытие от непогоды. Конечно, опытные мореходы упоминают и другие реки, но я лично там не бывал, поэтому доверяю только проверенной Стрельне. Мы уже укрывались там несколько лет назад на тримаране и хорошо представляли местные глубины и возможности для стоянки в шторм.
В открытом море
Под мотором мы достигли Восточной Соловецкой Салмы — пролива, отделяющего Соловки от Онежского полуострова. Там, наконец, подул ветер, и мы смогли поставить паруса. Сильное течение выносило нас в открытое море, иногда мы попадали в сулои — водовороты, которые возникали, казалось, совершенно хаотично. Порой я просто замечал, как волны становятся круче и выше, а яхта начинает подпрыгивать на них. Затем волны укорачивались настолько, что превращались в сплошную водяную кашу, вода вокруг будто закипала. И вот ты оказываешься у чёткой границы, видимой невооружённым глазом, за которой снова начинается обычное, привычное волнение.
Морская эйфория
Так мы обогнули остров Анзер. К закату ветер развернулся так удачно, что мы смогли лечь на прямой курс к цели. Море успокоилось, я полностью доверил управление автопилоту, и когда вылезал из каюты в кокпит, то просто замирал от восторга. Соловки и Онежский полуостров едва виднелись на горизонте, а мы шли на чистый горизонт с лёгким креном. «Лето, море, солнце!» — повторял я про себя, иронизируя над расхожими штампами. Но что могло быть лучше этого момента? Я чувствовал себя почти опьянённым счастьем. «Мы наконец-то в море, в настоящем походе, идём по своему маршруту!»
Внезапная перемена
Однако ночью ветер стих. Сначала я думал, что до утра будем дрейфовать. Но с северо-востока пошла зыбь, а затем оттуда же неожиданно налетел свежий, порывистый ветер с неприятной волной. Теперь мы шли совсем не к цели, а в лучшем случае — в сторону Варзуги или даже западнее. По карте я прикинул, что если так продолжится, до Стрельны мы доберёмся не раньше чем через сутки, что меня совершенно не устраивало. Ветер крепчал, идти становилось всё некомфортнее, а мы уже были измотаны предыдущими переходами по Беломорканалу и долгим отсутствием нормального отдыха. И там, в 70 километрах на западе, за горизонтом, так заманчиво лежал карельский берег.
Решение изменить курс
Я не выдержал и повернул туда. Яхта вяло поплелась полным курсом, и, убедившись, что всё в порядке, я буквально вырубился. Наталья осталась на вахте, а я просто рухнул на койку и заснул. Через пару часов я проснулся — ветра почти не было, паруса беспомощно хлопали, пока мы качались на зыби. Я завёл мотор. До берега оставалось ещё 45 километров, и тогда мы, уже без задних мыслей, легли спать оба.
Незапланированная идиллия
Днём, отдохнув и собравшись с силами, мы аккуратно вошли в шхеры карельского берега. Наташа, конечно, была недовольна, что мы сделали такой огромный двухсоткилометровый крюк по морю, чтобы в итоге прийти в место, до которого от Беломорска всего 70 километров обычным путём. Но когда мы отдали якорь между небольших островков, поросших низкорослыми деревцами, её настроение смягчилось. Это место было просто прекрасно. Эх, если бы я знал тогда, как буду вспоминать его всего через несколько дней, когда мы наконец-то доберёмся до этой проклятой Стрельны. Но об островах и следующем переходе я расскажу уже в следующий раз.
