27 июля действительно можно считать знаковой датой для российских железных дорог. В этот день первый пассажирский состав прибыл на станцию Нижний Бестях, расположенную на противоположном от Якутска берегу могучей Лены. Многолетняя стройка, растянувшаяся на десятилетия, формально завершена. Однако для простых пассажиров это событие пока не принесло существенного облегчения.
Реальность против ожиданий: поезда до Якутска
Если говорить строго, то с запуском пассажирского сообщения до Нижнего Бестяха поезда до самого Якутска по-прежнему не ходят. Ключевым препятствием остается отсутствие моста через Лену. Хотя такие планы существуют, их реализация — вопрос отдаленного будущего.
На данный момент конечной точкой маршрута является станция Нижний Бестях. Ее удаленность от столицы Якутии хорошо видна на карте — это крайняя точка обозначенной красной линии.
Из Нижнего Бестяха путешественникам предлагается комбинированный маршрут: сначала автобус, затем паром, который и доставляет людей в Якутск. Для удобства можно приобрести единый билет, включающий оба этапа пути.
Местные средства массовой информации не раз сообщали, что с открытием дороги Якутск будет связан прямыми поездами с Москвой и Хабаровском. Теоретически это так, но на практике прямого сообщения пока нет. Единственный пассажирский поезд курсирует от Нижнего Бестяха только до станции Томмот, которая также находится на Амуро-Якутской магистрали. И ходит он не ежедневно, а через день.
Чтобы добраться до Москвы или Хабаровска, придется делать как минимум одну-две пересадки. Существует три основных варианта пути до Москвы:
1) Нижний Бестях – Томмот, затем вагоном прямого сообщения Томмот – Москва.
2) Вагоном прямого сообщения Нижний Бестях – Нерюнгри, затем поездом Нерюнгри – Москва.
3) Три поезда с пересадками: Нижний Бестях – Томмот, Томмот – Нерюнгри, Нерюнгри – Москва.
Таким образом, путь из Якутска на поезде превращается в сложный квест: паром, автобус, а затем два или три железнодорожных состава. При этом стоимость такого путешествия вряд ли будет значительно ниже авиаперелета, а в пути придется провести более шести суток.
Любопытно, что пассажирские перевозки на Амуро-Якутской магистрали осуществляет не Федеральная пассажирская компания (ФПК), а специально созданная структура — «Железные дороги Якутии». Ее основными акционерами являются правительство республики и РЖД. Именно эта компания занималась завершающим этапом строительства АЯМ.
Судя по фотографиям с сайта «Ясиа», парк вагонов «Железных дорог Якутии» весьма разношерстный — от устаревших моделей до современных, произведенных на Тверском вагоностроительном заводе.
В день открытия пассажирского движения на станции Нижний Бестях состоялся праздник с концертной программой.
Однако, как полагает телеграм-канал Vgudok, вся эта помпезность — не более чем показуха.
«У нас умеют выдавать интересы бизнеса за заботу о населении. В данном случае — это интересы угольной компании "УК Колмар", связанной с губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым и его партнером Геннадием Тимченко. По новой ветке Томмот — Нижний Бестях теперь будут быстрее ходить составы с их углем. А пассажирские поезда раз в два дня — просто чтобы не занимали пути», — справедливо замечает паблик.
Долгая дорога к Лене: история строительства
Чтобы оценить масштаб Амуро-Якутской магистрали, стоит взглянуть на карту. На ней она обозначена оранжевым цветом, в отличие от зеленого БАМа и красного Транссиба.
Строительство АЯМ задумывалось еще в царские времена, но помешала Первая мировая война. Затем работы возобновились в 1930-е годы, но и им помешала Вторая мировая. В итоге первый участок — от Транссиба до БАМа — был сдан только в 1970-е.
Оставшуюся часть строили еще почти сорок лет. Линию до Нижнего Бестяха открыли несколько лет назад, но до недавнего времени она использовалась только для грузовых перевозок.
Глобальные перспективы: дорога на Аляску?
Открытие новой железнодорожной ветки вызвало оживленный отклик в зарубежной прессе.
«Эта железная дорога — первый этап реализации российского мегапроекта, который в будущем может связать Чукотку с Аляской. Теоретически это откроет возможность путешествовать на поезде из Великобритании в любую точку Северной Америки», — пишет британская Daily Mail.
«Новая одноколейная магистраль протяженностью 1240 километров включает 900-километровый участок, построенный в зоне вечной мерзлоты, что считается значительным инженерным достижением. Были возведены мосты через крупные реки и сооружения, способные выдерживать экстремальный холод и жару. Годовой перепад температур в этом регионе достигает почти 100 градусов по Цельсию», — продолжает издание.
«Возможно, позже будет построен мост, который позволит продлить ветку до пригорода Якутска, а оттуда — пока это лишь мечты — ее можно будет продолжить вдоль Колымского тракта до Магадана на тихоокеанском побережье России», — заключает газета.
