За последний год РЖД представила публике как минимум шесть проектов новых пассажирских вагонов. В этом обзоре я расскажу, что из обещанного действительно появится на рельсах в обозримом будущем, а что, возможно, так и останется красивой концепцией или долгостроем.
Плацкарт со шторками: приватность в общем пространстве
Начнем с проекта, который уже стал реальностью. Модернизированные плацкартные вагоны с индивидуальными шторками для каждого спального места уже выпускаются на тамбовском предприятии «Вагонреммаш». Их производят, переоборудуя старые вагоны.
Насколько мне известно, пока в регулярной эксплуатации находится лишь один такой состав, курсирующий по маршрутам Москва – Ростов-на-Дону и Москва – Анапа. Однако ситуация скоро изменится: в ближайшие месяцы их количество начнет расти, и к концу текущего года планируется выпустить около 50 таких вагонов.
Дизайн этого плацкарта кардинально обновлен. Ключевые нововведения — это те самые шторки у каждого места, усовершенствованные лестницы для подъема на верхние полки, дополнительные столики на уровне верхних мест, а также замена металлических перекладин на деревянные перегородки. Подробности о поездке в таком вагоне и интервью с разработчиками можно найти по ссылкам в тексте.
Двухвагонный купейный сцеп: экономия пространства и новые удобства
Еще один проект, который уже материализовался и был публично представлен, — это сцеп из двух купейных вагонов от Тверского вагоностроительного завода. Его главная особенность — объединение двух вагонов в единый блок с одним проводником и одной входной дверью для пассажиров.
Благодаря отказу от лишних тамбуров и служебного купе в одном из вагонов, освободившееся пространство отвели под зону с холодильником и микроволновой печью. Кроме того, в каждом вагоне в одном из туалетов установят душевую кабину.
Купе в таких вагонах также модернизированы: появились сейфы, индивидуальные регуляторы температуры и видоизмененный столик. Пока существует лишь опытный образец, но до конца года планируется выпустить 48 таких сцепов. В перспективе пяти лет компания намерена приобрести около 2000 этих вагонов. Более детальную информацию можно найти по ссылке.
«Вагон 2020»: загадка на два этажа
Известно, что со следующего года на Тверском заводе стартует выпуск новых составов под кодовым названием «2020». Информации о них пока немного. Достоверно известно лишь, что это будет двухэтажный двухвагонный сцеп. В интернете появлялись изображения его возможного интерьера, но соответствуют ли они окончательному проекту — вопрос открытый.
Планы компании амбициозны: за три года планируется закупить около 500 таких вагонов.
Плацкарт с центральной колонной: радикальный концепт
На этом список гарантированных новинок заканчивается, и начинается территория концептов и проектов. Первый из них — принципиально новый плацкарт с массивным шкафом-колонной по центру, увеличенным багажным отделением и без третьей (верхней боковой) полки.
Как мы недавно выяснили, эта концепция удивительно похожа на австрийский аналог. Если сходство подтвердится, то за центральной колонной может располагаться сплошной диван, как на представленном изображении.
По этим вагонам пока нет никакой конкретики. В Федеральной пассажирской компании сообщают, что находятся на стадии изучения: присматриваются к идее, создают макеты, собирают мнения потенциальных пассажиров. Уже сейчас можно предположить, что если проект будет реализован, то эти плацкарты, скорее всего, будут выпускаться в формате двухвагонных сцепов, так как производственная база для них уже создается.
Плацкарт без боковых мест: больше пространства для ног
Развитием идеи плацкарта со шторками стал проект вагона без боковых мест и третьих полок. Вместо этого предлагается сделать продольные спальные места длиннее, чтобы пассажирам было просторнее.
В РЖД подчеркивают, что по этому проекту также нет ни четких сроков, ни конкретных решений. Компания лишь изучает потенциальный спрос на такой формат. Детали — по ссылке.
Двухэтажная «Ласточка»: поезд будущего
И, наконец, самый футуристичный проект — двухэтажный электропоезд на базе «Ласточки». Он пока даже не проработан до стадии эскизов. В РЖД пообещали, что если «Уральские локомотивы» смогут разработать такую модель, то компания будет закупать эти составы не только для пригородных перевозок в сидячем варианте, но и для дальних маршрутов со спальными местами. Подробнее об этом — в отдельном материале.
