Беломорканал, в отличие от многих других водных путей, таких как Волго-Балтийский или Сайменский канал, имеет свою специфику — он фактически является платным для всех судов, включая маломерные. Это не совсем привычная практика, ведь обычно плата взимается только с крупнотоннажных судов.
В чём же заключается плата?
Если говорить точнее, то за сам процесс шлюзования маломерок денег не берут. Однако существует обязательное требование: у вас должен быть на борту «Атлас Единой глубоководной системы Европейской части России», том 4, посвящённый Беломорско-Балтийскому каналу (ББК). Если этого документа у вас нет, платить всё равно придётся — за его приобретение.
Петя изучает Атлас
Цена этого атласа постоянно растёт. Если в 2015 году он обходился в 5 000 рублей, то к 2019 году его стоимость поднялась уже до 7570 рублей. Такая тенденция заставляет задуматься, что через несколько лет цена может приблизиться к отметке в десять тысяч, что, согласитесь, является весьма ощутимой суммой для владельца небольшой лодки.
Есть ли альтернативы?
Здесь есть важный нюанс. Если атлас у вас уже приобретён ранее, повторно его покупать не заставят. Вам предложат лишь приобрести актуальную корректуру — набор обновлений к существующему документу.
Хотя необходимость таких трат, конечно, омрачает путешествие, у этого правила есть и положительная сторона. После покупки атласа и оформления всех документов вы получаете статус «полноценного» судна в системе. Это значит, что вас будут шлюзовать индивидуально, а не прицепом к какому-нибудь грузовому судну. Для вашей лодки будут готовить камеру шлюза отдельно, что значительно ускоряет прохождение всего канала. Вы не теряете время в ожидании попутного большегруза и можете двигаться в комфортном для себя темпе, что выгодно отличает Беломорканал от того же Волго-Балта.
Что насчёт обратного пути и будущих походов?
Если в том же навигационном сезоне вы решите пройти канал в обратном направлении, то при наличии атласа это будет для вас бесплатно. В последующие же годы, чтобы ваш документ оставался действительным, потребуется его актуализировать. Для этого нужно заехать в Управление Беломорканала, расположенное в Медвежегорске. Там внесут необходимые корректуры, отражающие изменения на канале. В 2019 году такая услуга стоила 1160 рублей.
Кстати, прейскурант, сфотографированный непосредственно в Управлении
В интернете иногда можно встретить информацию, что старые атласы устаревают и корректуры для них больше не делают. Однако, по словам сотрудников на ББК, это не соответствует действительности. Атлас, даже выпущенный несколько лет назад, обязательно нужно брать с собой — в Управлении обязаны внести в него актуальные правки. Более того, иногда, в зависимости от обстоятельств и настроения ответственного лица, вас могут пропустить и вовсе без внесения корректур. Главное — иметь при себе сам бумажный экземпляр атласа.
Таким образом, к счастью, крупную сумму за сам атлас приходится выкладывать лишь однажды. Хотя, признаюсь, даже один раз расставаться с такой ощутимой суммой — удовольствие сомнительное.
