Неожиданная находка: как яхтенный порт «Пески» в Петрозаводске развеял мои предубеждения

Если честно, в России с удобными и доступными стоянками для лодок ситуация довольно сложная, особенно если сравнивать со странами вроде Швеции. С этим сложно поспорить. Лично я, например, не припомню других мест, которые могли бы сравниться с тем же Йоханнесом, где наша лодка провела зиму и куда мы планируем вернуться осенью. Все остальные варианты, которые встречались нам по пути в Петрозаводск, либо выглядели удручающе, либо были неоправданно дорогими, либо, как яхт-клуб «Нева», утратили былой лоск и пришли в запустение.

Скепсис и первые звонки

Поэтому, когда я заглянул в Яндекс.Карты, вбил в поиск «яхт-клуб» и увидел результаты по Петрозаводску, мой энтузиазм был близок к нулю. Я был почти уверен, что за метками на карте скрываются либо причалы для пафосных катеров, похожих на белые кроссовки, с ценником в несколько тысяч за сутки, либо полная разруха со скрученными тросами и полуразвалившимися понтонами. По одному из рекомендованных мест мне позвонил дед-вахтер, который абсолютно ничего не знал и даже не смог сказать, можно ли туда зайти постороннему. Этот вариант отпал сразу.

Обнадеживающий ответ

Зато в другом месте, которое друзья тоже упоминали, хоть и с оговорками про высокую цену и неудобство, трубку взял человек, который явно разбирался в деле. Он сразу заверил, что проблем нет, заходи когда угодно, звони в любое время — это, мол, мой личный номер. Правда, добавил, что говорить неудобно, так как занимается швартовкой, а вообще ночь стоянки обойдется в 600 рублей. У них, пояснил он, расчет идет именно по ночам, а не по дням.

«Что ж, — подумал я, положив трубку. — Руководитель — сам яхтсмен, сам на месте — это уже хороший знак!» 600 рублей, конечно, чуть больше, чем в Йоханнесе, но за эти деньги можно простоять целых два дня, если между ними одна ночь. Правда, все это не отменяло возможной обшарпанности самого места.

Первое впечатление: от страха к удивлению

И вот, приближаясь к Петрозаводску, я наконец разглядел в бинокль указанные ориентиры: большой ангар с вывеской «Хранение катеров и мототехники» и высокий белый портовый кран. Это был Яхтенный порт «Пески». Мы медленно подходили к солидному молу, который скрывал от нас внутреннюю гавань. Глядя на торчащие из каменной насыпи куски металла, я готовился увидеть что-то постапокалиптическое.

Но как только мы обогнули мол, картина резко изменилась. Внутри просторной, защищенной акватории открылись вид аккуратных деревянных причалов, очень похожих на те, что в Йоханнесе, пусть и попроще.

У причалов стояли обычные яхты и катера — без намека на показную роскошь. Обычный, но приличный яхт-клуб. Мы без проблем ошвартовались в указанном месте, после чего я позвонил своему собеседнику. Он ответил, что скоро подойдет.

После краткого знакомства нас оставили в покое. На том же причале рядом с нами готовился к выходу большой стеклопластиковый катамаран. Мы немного пообщались с экипажем, и они, разумеется, поинтересовались нашим ветряком — эта деталь почему-то всегда привлекает внимание. Вскоре ребята вернулись к своим сборам, а мы отправились на прогулку по территории клуба.

Сложный порядок вместо хаоса

С первого взгляда, издалека, все здесь казалось несколько хаотичным. Но, присмотревшись, понимаешь, что это не беспорядок, а сложная, живая система. Вот стоят прицепы, вот лежит дорогой нержавеющий гребной винт, а чуть дальше — якорь. Вот лодки на кильблоках, окруженные запчастями. Становилось ясно, что здесь кипит постоянная работа по обслуживанию и ремонту техники, и именно эта деятельность формирует облик порта, постоянно что-то перемещая и меняя.

Как раз в этот момент тот самый руководитель, с которым мы только что познакомились, на слипе спускал на воду чей-то катер. Владелец судна руководил процессом, а начальник порта с помощью какого-то внушительного самодельного тягача подталкивал прицеп. Честно говоря, я не силен в грузовиках, но похоже, это была рама, ходовая часть и двигатель от ГАЗ-66. Кузова у этого монстра не было, только плоская крыша над рамой, а водительское место и руль располагались прямо за двигателем.

Исполинский кран и другие детали

Над всей этой картиной возвышался тот самый портовый кран. И с ним была та же история: издали он казался просто ржавой грубой металлоконструкцией, а вблизи оказалось, что он недавно покрашен, а с его стрелы свисают ухоженные, смазанные тросы. У меня в голове не укладывалось, что в обычном яхт-клубе может быть свой гигантский портовый кран, который, судя по всему, активно используют для спуска лодок на воду.

Так мы дошли до ворот, за которыми виднелись яхтенный магазинчик и здание спортивного клуба. Именно в этом здании находился душ, бесплатный для постояльцев, но воспользоваться им мы планировали позже.

Сразу скажу, что и душ, и клуб позже превзошли все ожидания. Но тогда ворота были закрыты. Рядом, на возвышении, стояла застекленная будка, из-за которой за нами наблюдал дежурный. Похоже, место и вправду было безопасным. Жаль, я так и не спросил, сколько здесь стоит зимнее хранение лодки.

В конце концов мы развернулись и пошли в другую сторону, чтобы рассмотреть местные «железные» достопримечательности — старые и новые. Мы обожаем такие индустриальные пейзажи, и яхтенный порт «Пески» оказался именно таким, каким нам нравится — живым, рабочим и настоящим.