Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?
"Казаки у горной речки". Ф. Рубо

Как-то раз мне довелось бывать в блогерском туре в Гунибском районе Дагестана. На прощание нам всем подарили книги о Гунибе, написанные Каримуллой Магомедовым "Гуниб. События и факты". Автор является членом союзов журналистов СССР и России, и я с интересом прочёл книгу во время переездов во время нашего тура.

Маша, одна из участниц тура, тоже блогер, обменялась со мной впечатлениями.

– Ты прочёл книгу, что нам подарили?
– Да, интересная книга.
– А тебя не смутило, что мы в ней описываемся как захватчики какие-то?

Я удивился такой её оценке. Ведь в книге речь шла о Кавказской войне, в которой Гуниб сыграл роковую роль – именно здесь произошла последняя схватка с Шамилём, его сдача и, как следствие, конец освободительной войны горцев.

Начну с картины великолепного российского баталиста, современника кавказской войны, Петра Николаевича Грузинского "Оставление горцами аулов при приближении русских войск", за которую он получил звание академика Российской Академии художеств.

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?
"Оставление горцами аулов при приближении русских войск". П.Н. Грузинский

Картина весьма драматична и изображает исход горцев из родных мест, не желающих покорятся захватчикам.

Недавно меня упрекнули в отсутствии патриотизма, и в том, что я возвожу напраслину на русских (стало быть и на себя). Сказали, что всю нашу историю русские были освободителями и несли малым народам мир, просвещение и блага цивилизации.

Я не согласен с такой точкой зрения, хотя бы по тому, что мы так удачно от всех оборонялись, что в лучшие времена занимали 1/5 часть суши. Да и сейчас занимаем 1/6.

Что касается конкретно Кавказской войны. На самом деле никакой войны как таковой не было. Была целая серия военных конфликтов, охваченная промежутком времени 1817-1864 гг.

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?
"Кто кого?" Ф. Рубо

Целью данных конфликтов было присоединение (читайте "покорение" или "захват") непокорных территорий к землям Российской Империи ради сложившихся в тот момент геополитических интересов России.

В те времена у народов не было свободы выбора, не проводились референдумы и территориальные границы устанавливались, опираясь на "священное право победителя".

Очень красочно и метко передаёт события русско-кавказского противостояния ещё один великий баталист XIX века Франц Рубо. Его картины во многом похожи на картины любимого мной Верещагина, только место действия не Туркестан и Индия, а Кавказ.

В его картинах нет бравурности. Но есть трагизм и боль, и чувство гуманитарной катастрофы, которой любая война и является.

Живой мост

Тяжёлые будни российской армии. Передвижение по горному бездорожью, в котором солдатам приходилось собою заполнять трещины, давая возможность лошадям и повозкам пересекать их...

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?
"Живой мост". Ф. Рубо

Кавказская разведка

Судя по букам и осенним краскам эта разведка боем происходит где-то в районе современной Адыгеи

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?
"Кавказская разведка". Ф.Рубо

Битва за Гимры. 1832 г.

Аул Гимры был родиной тогдашнего лидера освобождения имама Кази-Магомеда и будущего лидера Шамиля. И считался до того момента неприступной крепостью. Здесь и погиб Кази-Магомед, а Шамилю в результате отчаянного прорыва удалось вырваться из окружения. Вот как описывал этот эпизод участник сражения, офицер Эриванского полка А. Ф. Рукевич

После упорного сопротивления башня была взята нашими войсками и все защитники вместе с самим Кази-Муллой переколоты, но один, совсем почти юноша, прижатый к стене штыком сапера, кинжалом зарезал солдата, потом выдернул штык из своей раны, перемахнул через трупы и спрыгнул в пропасть, зиявшую возле башни. Произошло это на глазах всего отряда. Барон Розен, когда ему донесли об этом, сказал:
— Ну, этот мальчишка наделает нам со временем хлопот….
Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?
"Штурм аула Гимры". Ф.Рубо

Штурм аула Ахульго. 1839 г.

Целью данного штурма был захват имама Шамиля с целью сломить сопротивление горцев. Результатом военной операции, начавшейся с блокады, был штурм аула. Шамиля взять не удалось, с горсткой преданных сподвижников ему удалось скрыться, оставив за спиной труп жены и их грудного сына Саида. Не захотела сдаться на милость победителям и сестра Шамиля, спрыгнувшая в пропасть.

Участник тех событий полковник Д.А. Милютин, занявший потом пост военного министра России, в своих воспоминаниях описывает:

Горцы, несмотря на неминуемую гибель ни за что не хотели сдаваться и защищались с исступлением: женщины и дети, с каменьями или кинжалами в руках, бросались на штыки или в отчаянии кидались в пропасть, на верную смерть. Трудно изобразить все сцены этого ужасного фанатического боя: матери собственными руками убивали детей, чтобы только не доставались они Русскимъ: целые семейства погибали под развалинами саклей. Некоторые из мюридов, изнемогая от ран и тут ещё хотели дорого продать свою жизнь: отдавая уже оружие, они коварно наносили смерть тому, кто хотел его принять.

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?
"Штурм аула Ахульго". Ф. Рубо

Штурм аула Салта в 1847 г.

Одно из самых кровопролитных сражений за всю историю Кавказской войны.

Из записок русского солдата: «Превосходство нашей артиллерии, конечно, не оставляло горцам надежды на сопротивление. Они надеялись лишь на свою храбрость и неустрашимость».

Обратите внимание на горца в правом нижнем углу. Рубо изобразил его несломленным, раненым, обездвиженным, но всё так же решительно сжимающим кинжал.

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?
"Штурм аула Салта". Ф. Рубо

Даже в советское время исторической наукой Кавказская война описывалась как захватническая империалистическая, а Шамиль – лидером народных сил.

Кстати, и советский режим здорово начудил. Если не знаете, то можете почитать в интернете как поздравили с 8 марта в 1944 году балкарцев, а за полгода до этого карачаевцев. Да и чеченцам с ингушами тоже досталось.

Сейчас, когда советский режим пал, принято называть Шамиля сепаратистом. Но нужно понимать, что для народов Кавказа он никогда им не будет.

Мне часто пишут в комментариях к моим постам о Кавказе, что достали уже эти кавказцы и пусть сидят у себя в горах. Но, на самом деле, это точно такая же ситуация, как у Франции с её африканскими колониями и выходцами из них. Мы лишь пожинаем плоды внешней политики двухвековой давности.

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?

К чему я всё это написал?

К тому что всё хорошо, что хорошо кончается. Хорошо, что сейчас на Кавказе мир, и на ныне живущих не лежит ответственность за дела уже давно и безвозвратно (хочется верить) ушедших дней. Я часто бываю на Кавказе, люблю эти места, и знаю много достойных людей живущих там. Хочется верить, что наши народы не будут разделять себя на своих и чужих, будут относиться к друг другу с уважением и строить общий мир и процветание для наших детей.

А история, такая штука, в которой иногда полезно взглянуть на события конфликта глазами другой стороны.

Вот такой очерк. Надеюсь, что он вам был интересен, если да, то поддержите лайком, мне будет приятно. Если не хотите пропускать мои посты, можно подписаться на мой канал

Вам может быть интересно почитать о том, как живёт балкарское село

Покорение Кавказа глазами русских живописцев. Всегда ли мы были народом-освободителем?