Личный опыт: как я брал интервью у Сергея Карякина за шахматной доской

На фото: Карякин справа, я слева. Мы только начали партию.

Для меня приключение — это не обязательно экстремальный спорт или опасное путешествие. Иногда им становится встреча с выдающимся человеком в необычных обстоятельствах. Именно таким событием для меня стала возможность сыграть в шахматы с одним из сильнейших гроссмейстеров мира — Сергеем Карякиным.
Наша встреча состоялась вскоре после его возвращения в Россию. Тогда Сергей только что завершил изнурительный матч за звание чемпиона мира в Нью-Йорке, где в напряженной борьбе уступил норвежцу Магнусу Карлсену. Редакция Men's Health Russia решила провести интервью в нестандартном формате — прямо за шахматной доской, выставив против чемпиона своего лучшего игрока. Этим игроком, по счастливой случайности, оказался я. Условие было простым: интервью длится ровно столько, сколько я смогу продержаться против Сергея. И я, конечно же, скромно уступил ему победу.

Игра и беседа

Сергей задумчиво вертит в пальцах мою белую пешку — мы только что разменялись фигурами. Мы сидим в уютном ресторане, а напротив, в большом аквариуме, две рыбины с любопытством наблюдают за нашей партией. Карякин одет в элегантную рубашку и брюки — он рассказывает, что после нашей встречи отправится на хоккейный матч, где среди зрителей будет Владимир Путин. О том, что президент поддерживает шахматиста, перед матчем с Карлсеном сообщал его пресс-секретарь. Сам Путин после чемпионата мира отметил: «Карякин — боец, его победы впереди».

В ресторане шахматиста Карякина узнают сразу, откуда-то слышится шепот: «Можно я сфотографирую?»

Внимание посетителей внезапно обрушивается на Сергея, но, судя по его спокойной реакции, он к этому привык.

«Раньше вокруг была почти звенящая тишина, а потом, буквально в один момент, всё изменилось: интервью, поздравления, звонки. Пришлось даже купить второй телефон. Я рад этому вниманию, но не из-за личной жажды славы, а потому, что это важно для шахмат. Мне хочется, чтобы мой вид спорта стал популярнее, чтобы о нем узнало как можно больше людей», — делится Сергей.

Я замечаю, как прямо и собранно он сидит. Сергей худощав, подтянут, в его фигуре нет ни грамма лишнего веса. На мой комментарий об этом Карякин поясняет, что такая физическая форма — обычное дело для игроков высшего уровня.


«В Высшей лиге вы не встретите полных людей. Шахматы выматывают не меньше, чем любой другой спорт — мозг потребляет колоссальное количество энергии. Чтобы высидеть шестичасовой матч, не теряя концентрации, нужно быть в идеальной форме. Нервная система должна работать безупречно, а этого можно достичь, в том числе, и с помощью физических упражнений. Я уже несколько лет работаю с фитнес-тренером. Несколько раз в неделю занимаюсь по специальной программе, обязательно хожу в бассейн», — рассказывает он.
После игры мы перекусили.

Карякин объясняет, что во время турниров помощь обычного, а не шахматного тренера, тоже критически важна: «У меня, например, есть специальная диета — что есть в перерывах между играми: орехи, сухофрукты... Плюс особые упражнения и обязательный массаж после многочасовых посиделок за доской. Всё это напрямую влияет на результат. Вот яркий пример: во время турнира претендентов в Ханты-Мансийске в 2014 году я сильно отставал в первой половине, но смог нагнать конкурентов именно благодаря работе команды и физической подготовке, которая помогала мне восстанавливаться».

Напряжение на доске и за её пределами

Пока Сергей рассказывает о форме и упражнениях, я отчаянно пытаюсь создать хоть какую-то угрозу на правом фланге, чтобы продержаться подольше. Делаю ход конем, но Карякин, кажется, даже не замечает моих скромных усилий. Мне начинает казаться, что даже мои белые пешки, эти изящные воины, поникли — ох, как же я не люблю проигрывать...

А тут Карякин играет не со мной, а с норвежцем Магнусом Карлсеном.

«Видно, что вы играли когда-то…» — вежливо замечает Сергей, хотя, конечно, никакого следа былого мастерства в моей игре нет. Последний раз я участвовал в школьном турнире, и с тех пор теряю фигуры с катастрофической скоростью. Карякин же ведет себя как истинный джентльмен: не доминирует, не демонстрирует превосходства. Вот его слон будто бы нацелился на моего короля, но тут же отступает, давая мне передышку.

Пока мы плавно переходим в середину игры — миттельшпиль, — Сергей рассказывает о мерах безопасности на последнем чемпионате мира:

«К игровому столу нельзя было пронести часы или ручки. В других видах спорта борются с допингом, а у нас — с электронными устройствами. На таком уровне не обязательно подсказывать конкретный ход, достаточно условного сигнала. Допустим, встроенный чип слегка ударит током по руке. С Карлсеном мы играли в изолированном помещении, и перед входом нас тщательно обыскивали».

Положение на моей половине доски стремительно ухудшается — я теряю ладью, затем коня. Обе фигуры отправляются в изгнание на край стола, к салфетнице. Я судорожно скольжу взглядом по клеткам. Что делать? В это время Карякин говорит о том, что шахматы формируют характер: например, выдержку и спокойствие.


«Вот пробки на дорогах, конечно, могли бы меня раздражать. Но если я способен выдержать многочасовой матч, не вставая и сохраняя хладнокровие, почему я должен срываться здесь? А еще моя профессия учит ответственности в жизни, и я не утрирую: ты сделал ход, его уже не вернешь. Так и в жизни я стараюсь просчитывать свои действия на много шагов вперед», — рассуждает он.

Неизбежный финал и философия поражения

Ох, опять этот его конь! Фигуры Карякина на первый взгляд кажутся безобидными, будто просто прогуливаются по черно-белым полям. Но на самом деле мои войска уже разрознены, разгромлены и деморализованы. Скорее всего, до неминуемого мата осталось всего пара ходов, просто Сергей пока меня щадит. Это напоминает сцены из фильмов, где мастер клинка во время непринужденной беседы вдруг выхватывает меч: раз, два — и противников больше нет.

Сергей Карякин.

«Я не хочу проигрывать. Возможно, сейчас начнется атомная война, и мы закончим ничьей!» — в отчаянии восклицаю я. «Уже не успеет — у вас закончилось время», — тактично указывает мне Карякин на часы и делится своим отношением к поражениям: «Проигрыш — это не конец света, у меня не бывает депрессий из-за этого. Вывод всегда один: в следующий раз сыграю лучше и обязательно выиграю». И знаете, я ему верю. Каждый свой ход Сергей продумывает до мелочей, и я уверен, что следующая шахматная корона обязательно будет его.

Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах, событиях и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!Присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.