Моё путешествие в Кабардино-Балкарию началось с желания увидеть древние гробницы, расположенные неподалёку от сёл Эл-Тюбю и Булунгу. До этой поездки я имел лишь смутное представление о демографической картине республики, поэтому решил спросить у нашей хозяйки о национальной принадлежности её семьи. Её ответ меня удивил: «Конечно, балкарцы! Ведь кабардинцы в горах не селятся». Я знал, что кабардинцы относятся к адыгской ветви народов, но не предполагал, что их поселения не встречаются в высокогорье.
Вопросы истории и административного деления
Вообще, логика советского национально-территориального устройства порой остаётся для меня загадкой. Существуют Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, хотя карачаевцы с балкарцами, по сути, представляют один народ, а черкесы и кабардинцы — другой. Казалось бы, разумнее было объединить близкие по культуре и языку сообщества, но по каким-то, неизвестным мне причинам, этого не произошло. Возможно, в этом проявился старый принцип управления — «разделяй и властвуй».
Прогулка по сёлам
Давайте прогуляемся по окрестностям. Главной архитектурной доминантой в обоих сёлах, безусловно, является мечеть. Я поинтересовался, можно ли внутрь зайти, и получил утвердительный ответ. К сожалению, времени на подробный осмотр тогда не нашлось, поэтому я пообещал себе в следующий раз обязательно всё внимательно рассмотреть и запечатлеть.
Жилая застройка здесь очень разнообразна. Встречаются относительно новые кирпичные дома, есть побеленные строения, характерные для середины прошлого века (под штукатуркой, полагаю, скрываются камень и саман). А ещё сохранились древние каменные сакли, чей возраст, наверное, помнят только горы.
Хозяйственные постройки, сложенные из камня без какого-либо раствора и поросшие лишайником, вполне могли бы помнить ещё позапрошлый век. Определить их точный возраст для меня — задача невыполнимая.
Следы времени: от техники до связи
В селе можно найти немало старой техники — советских грузовиков и тракторов, которых хватило бы на небольшой музей. Мне даже попался трактор кишинёвского завода! Наверное, в самой Молдове уже забыли о такой продукции. Я решил сфотографировать его на обратном пути с водопада, но, вернувшись, не обнаружил машину на месте. То ли она мне привиделась, то ли эта «железная лошадка» всё ещё на ходу (хотя в это верится с трудом).
Со связью в горах проблем нет. На многих домах красуются спутниковые тарелки.
Вот это повод для корпоративной головной боли у бренд-менеджеров... :)
Быт и занятия жителей
Основное занятие местных жителей — сельское хозяйство, во многом сохранившее черты натурального. Мужчины пасут крупный рогатый скот и овец. Женщины трудятся на огородах, готовят еду, прядут шерсть, а затем продают готовые изделия туристам у Чегемского водопада.
Дети ходят в школу, общую для двух сёл. Мы были там в выходной, и многих ребят я видел помогающими взрослым на приусадебных участках.
Личные впечатления и размышления
Сейчас часто можно встретить мнение, что горцы живут за чужой счёт, не прилагая усилий. Мои наблюдения рисуют совершенно иную картину. Балкарцы показались мне людьми простыми, крепкими, добывающими свой хлеб тяжёлым трудом.
Их жизнь сурова и лишена излишеств. Думаю, большинство из нас, привыкших к городскому комфорту, вряд ли смогли бы к ней адаптироваться — не хватило бы ни навыков, ни выдержки.
Можете пожаловаться ей на повышение пенсионного возраста :)
Вот такой получился мой небольшой рассказ. Если вам было интересно, и этот мини-репортаж пришёлся по душе, поддержите его лайком — мне будет приятно. И не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые публикации.
Возможно, вам также будет любопытно узнать, как готовят сыр в балкарском селе.
