Почему пассажиры поездов ссорятся: восемь неочевидных причин для конфликтов

В своих предыдущих заметках я уже упоминал, что споры из-за нижних полок — частая головная боль в поездах дальнего следования. Но, как показывает практика, это далеко не единственный камень преткновения. Наблюдая за ситуациями и анализируя отзывы, я выделил как минимум восемь других поводов для разногласий между попутчиками.

Споры из-за обмена полками

Классическая история: человек осознанно или вынужденно покупает билет на верхнюю полку, а потом пытается договориться о замене с тем, кто едет внизу. Последний часто отказывается, и на то есть причины — более высокая цена билета или сознательный выбор при бронировании. Со стороны перевозчика всё четко: правила РЖД обязывают занимать именно то место, которое указано в билете, защищая тем самым права того, кто купил нижнюю полку.

Верхняя полка в купейном двухэтажном вагоне

Очередь в туалет и долгое ожидание

Особое раздражение у пассажиров вызывает тот, кто надолго занимает санузел, особенно в утренние часы перед прибытием. Когда кто-то запирается там на 5, 10 или даже 15 минут, нетерпеливые соседи начинают стучать в дверь и нередко зовут проводника. Официальных нормативов по времени пользования туалетом в правилах РЖД нет, но общепринятая этика предполагает, что всё следует делать оперативно, и даже пять минут многим кажутся чрезмерными.

Санузел в двухэтажном вагоне

Разногласия по температуре в купе

В современных вагонах, например, РИЦ или в составе «Красной стрелы», появилась возможность регулировать климат в отдельном купе. Пока таких составов немного, но Тверской вагоностроительный завод уже наладил выпуск купейных вагонов с этой опцией. И вот здесь вкусы пассажиров часто не совпадают: кому-то дует, кому-то жарко. Правила устанавливают общий температурный диапазон для всего вагона (летом 20–24 °C, зимой 22–26 °C), но не дают инструкций на случай спора внутри купе. Логичнее всего, конечно, найти компромисс и выставить усредненное значение.

Регулировка температуры в вагоне РИЦ поезда 3/4 «Экспресс»

Борьба за комфорт в вагоне

Это, по сути, вариация предыдущей проблемы, но в масштабах всего вагона. Пассажиры по очереди обращаются к проводнику с противоположными просьбами: одним жарко, другим холодно. Проводник же обязан руководствоваться теми самыми нормативами по температуре, которые прописаны в правилах перевозчика.

Температура в вагоне явно превышает норму

Война за место для багажа

Судя по активному обсуждению в моём блоге, борьба за пространство в рундуке или под нижней полкой — одна из самых острых тем. Места часто не хватает на всех, особенно в плацкарте, что неизбежно ведет к трениям. Правила здесь на стороне тех, кто едет на нижних полках: у них приоритетное право разместить вещи внизу.

Рундук в плацкартном вагоне старого образца

Споры из-за освещения

Я и не подозревал, насколько это может быть проблемно, пока не столкнулся с жалобами: в купе люди ссорятся из-за света. Одному нужно почитать, а другому этот же свет мешает уснуть. Правила РЖД обходят этот вопрос стороной. На мой взгляд, индивидуальный светильник — это личное дело каждого, им можно пользоваться когда угодно. А вот общий свет в купе действительно стоит гасить, если кто-то уже спит. Идеальное решение для чувствительных к свету — брать с собой маску для сна.

Индивидуальный светильник в вагоне поезда «Мегаполис»

Конфликты из-за шторки на окне

Еще один, казалось бы, пустяковый повод для раздора — положение шторки. Одни пассажиры хотят наслаждаться видом из окна, другие стремятся оградиться от ночных огней за окном. Правила и здесь безмолвствуют, и компромисс найти сложно — кому-то приходится уступать. Впрочем, в новых двухэтажных купейных вагонах появилась умная шторка, которая не загораживает обзор полностью, а лишь приглушает свет.

Шторки нового образца в вагонном сцепе–2019

Очередь к розетке для зарядки

А вот это настоящая головная боль в старых составах. Находятся те, кто «оккупирует» единственную розетку в коридоре на долгие часы, заряжая все свои гаджеты, и на просьбы других отвечает принципом «кто первый встал, того и тапки». Правила РЖД эту ситуацию не регулируют, но в новых вагонах проблема снимается сама собой — розеток там обычно больше, чем пассажиров.

Розетки в плацкартных вагонах нового образца

Право присесть к столику

Во время длительного путешествия пассажирам с верхних полок необходимо где-то поесть. Вежливые соседи снизу, как правило, всегда уступают место за столиком. Но бывает и иначе, что приводит к неловким ситуациям и спорам. Строго по правилам, пассажир должен находиться на своей полке, что теоретически позволяет нижнему соседу не пускать его к столику. Однако, на мой взгляд, это уже перебор и явное нарушение неписаных законов вежливости в дороге.

В вагонах РИЦ проблема решена: на нижних местах есть дополнительный столик.

А вам доводилось сталкиваться с подобными конфликтами в поездах? О каких еще спорных ситуациях мы не упомянули? Делитесь вашим опытом и историями в комментариях или напишите нам напрямую в сообщения группы «ВКонтакте».