Ранний старт и неожиданный подарок
Мы планировали отчалить около шести утра, и как раз в это время к нам заглянул мой старый знакомый Андрей, с которым до этого общались только онлайн. Он направлялся к своей лодке, но решил зайти, чтобы пожелать нам удачи. Вдобавок он преподнес мне отличный подарок — пластиковый шар, напечатанный на 3D-принтере. Эта деталь идеально подошла для самодельной ручки шкотовой лебедки, которую я смастерил взамен утерянной. Как раз не хватало удобной рукоятки, и Андрей прекрасно эту проблему решил.
Андрей хорошо знал особенности Невы и посоветовал нам все время придерживаться левого берега. Он также упомянул, что сразу за Вантовым мостом есть яхт-клуб, где мы сможем поднять мачту, ведь дальше по пути уже ничего не будет мешать идти под парусами. Мы попрощались, я завел мотор, Андрей помог оттолкнуться от причала — и наше движение вверх по реке началось.
Первые мосты и выход в Неву
Мы пошли по Средней Невке и прошли под Елагиными мостами. Их высота — около четырех метров. Я сначала волновался, что наш ветрогенератор может зацепиться, но мы благополучно миновали их и вышли в Большую Невку.
По набережным неслись потоки машин — люди спешили на работу, а мы не торопясь двигались к Большой Неве. Проплыли под Кантемировским, Гренадерским и Ушаковским мостами, миновали легендарную «Аврору», и вот она — широкая гладь Невы.
Андрей предупреждал об оживленном движении на реках Петербурга, но ранним утром оно было совсем небольшим. По Неве спешили к своим причалам стайки «речных трамвайчиков», но вся их активность сосредотачивалась в районе Троицкого моста.
Они выходили из-под него и направлялись в Фонтанку. Я слушал радиопереговоры капитанов: они здоровались, желали друг другу доброго утра и согласовывали маневры. Было ощущение своего, особого мира.
Мы же направились к Литейному мосту, прошли под ним и двинулись по утренней, почти безлюдной Неве вдоль Смольной набережной. Переговоры «речных трамвайчиков» постепенно растворялись в общем шуме, и вскоре я слышал только равномерный гул нашего мотора.
Индустриальные пейзажи и необычные встречи
Когда-то я читал отчет одного яхтсмена о прохождении Невы. Он жаловался на сильное течение. Но сейчас уровень воды был низким, и мы шли со скоростью не меньше 7 км/ч. Андрей тоже меня ободрял, говорил, что даже Ивановские пороги мы пройдем без проблем. Но до них было еще далеко. Один за другим мы проходили под мостами, которые становились все выше. Постепенно начались промышленные районы юго-востока города, которые с воды выглядели особенно атмосферно.
Я разглядывал старые, полузаброшенные здания, которые сменялись отреставрированными фабриками из красного кирпича, а те, в свою очередь, уступали место пустырям или неухоженным скверам. Меня всегда завораживали такие индустриальные ландшафты.
Вот на берегу, под крутым склоном, укрывшись тентом, спит бездомный — с суши его не разглядеть, а с воды видно все. А вот еще один человек, очень странный мускулистый мужчина в одних плавках, купается и делает зарядку среди торчащей арматуры и битого кирпича. Я наблюдал за ним в бинокль, а он, размахивая руками, просто смотрел на нашу яхту. От всей этой картины я был в полном восторге.
Первые трудности и остановка в яхт-клубе
Когда мы приблизились к Володарскому мосту, проснулись и «Метеоры», которых я опасался больше всего. Именно под этим мостом мы впервые столкнулись с сильным течением. С большим трудом нам удалось пролезть между опорами, вокруг которых клокотала и бурлила невская вода. После моста наша скорость немного возросла, но все равно оставалась небольшой. Сама Нева здесь стала уже. Определенно, с этого места условия начали усложняться.
Так мы прошли мимо гигантских цехов «Алмаз-Антея», кое-как протиснулись под Вантовым мостом, и там я увидел обещанные причалы яхт-клуба «Восточный».
Андрей говорил, что здесь можно встать просто так, и денег с нас, скорее всего, не возьмут. Но едва мы ошвартовались и начали возиться с мачтой, как подошел дежурный. За три часа стоянки пришлось заплатить 500 рублей (мы снова с теплотой вспомнили «Йоханнес» как образец гостеприимства), но жалеть о деньгах не стали — причалы были удобными, да и место в целом понравилось.
Мачту мы поставили быстро и легко, совсем не так, как когда-то ее роняли в «Неве». Я даже снял на экшен-камеру весь процесс и обязательно покажу вам это видео. Хотя мы и хотели двинуться дальше как можно скорее, все необходимые приготовления заняли как раз те самые три часа. Зато теперь мы покидали «Восточный» полностью готовыми к плаванию под парусами.
Впереди — пороги
Постепенно городские пейзажи закончились. По берегам мелькали дачи, а за ними — многоэтажки пригородов. Мы продолжали путь, приближаясь к главному невскому испытанию — Ивановским порогам.
Показались корпуса судостроительного завода «Пелла», у причалов которого стояли новенькие военные корабли футуристических форм. И сразу за «Пеллой» как раз и начинались все основные сложности нашего перехода.
