Почти все вагоны метро, которые курсируют в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России и СНГ, имеют длину около 19 метров. Исключение составляют лишь современные модели, такие как «Русич». Причина этой стандартной длины оказалась для меня совершенно неожиданной и уходит корнями в далёкое прошлое, во времена царствования Николая II.
Вагон 81717/714. Фото: Wikimedia
Исторические корни производства
Всё началось с того, что производство вагонов для метрополитена в СССР было налажено на Мытищинском заводе под Москвой. Позже к этому процессу подключились и другие предприятия, включая ленинградский завод имени Урицкого и Тверской вагоностроительный завод (сегодня он производит кузова).
Сейчас Мытищинский завод известен как «Метровагонмаш». Именно здесь в 1930-х годах начали выпускать первые советские вагоны метро, которые выглядели так.
Вагон типа А. Фото: А. Мясников и А. Шанин (при участии П. Пузанова), АО «Метровагонмаш», из архива издательства «Железнодорожное дело».
Производство разместили в цехах, построенных ещё в 1897 году при участии известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова.
Главный секрет: расстояние между цехами
Ключевой фактор, определивший длину вагонов, оказался до смешного простым: расстояние между этими самыми историческими цехами завода как раз и составляло те самые 19 с небольшим метров.
Цеха Мытищинского вагоностроительного завода. Фото: «Без формата»
Готовые вагоны выкатывали из цехов, устанавливали на специальные транспортировочные тележки (трансбордеры) и перемещали для дальнейших работ. Более длинная конструкция просто не поместилась бы в этом пространстве.
Скриншот видео лекции историка метрополитена Дмитрия Графова.
Таким образом, стандарт в 19 метров возник не из-за технических требований метро, государственных норм или инженерных расчётов, а по сугубо бытовой причине — ограничениям старого завода. Этот факт меня искренне поразил.
Современность и новые возможности
Сегодня для производства новых составов, которые закупает Московский метрополитен, построены современные цеха, свободные от прежних пространственных ограничений. Именно поэтому появились более длинные вагоны, такие как «Русич», которые почти в полтора раза длиннее своих предшественников.
Вагоны типа «Русич» в Московском метрополитене. Фото: wikimedia
Однако если Москва может позволить себе экспериментировать, то в Санкт-Петербурге ситуация иная. На двух из пяти линий там есть станции закрытого типа с платформенными раздвижными дверями. Это требует строгой унификации подвижного состава: двери вагонов должны идеально совпадать с дверями на станции, что накладывает жёсткие ограничения на изменение габаритов.
Станция закрытого типа «Ломоносовская» в Петербурге. Фото: wikimedia
Конец эпохи
Дореволюционные цеха Мытищинского завода, определившие на десятилетия облик метро целой страны, были снесены в 2018 году. Это произошло несмотря на их несомненную историческую ценность и активные протесты общественности.
Фото: «Без формата».
Фото: «Новые Известия»
Так завершилась вековая история цехов, которые верой и правдой служили развитию российского вагоностроения, оставив после себя не только память, но и неожиданный стандарт, знакомый каждому пассажиру метро.
