Из Выборгского залива в Петербург: формальные границы и реальность яхтенного перехода

Наконец-то я почувствовал, что наше путешествие по-настоящему началось. Мы уже на подходах к Петербургу, и даже видим его окраины. А прямо сейчас нас окружает атмосфера древнего города, хотя мы стоим на форте Обручев. Конечно, он не древний — его достроили в первой половине XX века, но впечатление создаёт именно такое. Ладно, о самом форте я расскажу чуть позже, а сначала поделюсь тем, что происходило до этого. Думаю, многим будут интересны технические детали маршрута от Выборга до Петербурга. Лично я раньше ничего об этом не знал, а там есть определённые нюансы, о которых стоит рассказать.

Форт Обручев

Расскажу всё с точки зрения обычного яхтсмена, не углубляясь в тонкости расположения пограничных зон и особо охраняемых природных территорий. Из Йоханнеса (Советского) мы вышли утром 29 июня. Без особых раздумий довольно быстро прошли Выборгский залив и добрались до пролива Бьеркзунд — это рядом с городом Приморск.

Выборгский залив

Именно это место я и планировал для первой стоянки. Мы очень устали после подготовки, и сил на переход, например, сразу до форта Обручев, у нас просто не оставалось. Для ночёвки я выбрал бухту Лоцманскую на острове Северный Березовый. Мы спокойно зашли туда, отдали якорь, и только потом, общаясь в телеграме с друзьями и читая информацию в сети, я с удивлением узнал, что просто так стоять здесь нельзя. Во-первых, Березовые острова относятся к пограничной зоне, а во-вторых, здесь находится природный заказник с довольно строгим режимом посещения. Правда, про конкретные запреты для Северного Березового я нигде не нашёл, но это не отменяло необходимости получать пропуск у пограничников для его посещения.

Выборгский залив

Однако место было очень удобным. Я решил, что если кто-то приедет нас «брать», то я просто сделаю вид, что ничего не знал, извинюсь, и мы отойдём. К тому же, был самый разгар воскресенья, и то тут, то там я видел толпы моторных лодок, чьи владельцы останавливались у прибрежных зарослей и закидывали удочки. В общем, наблюдаемая картина совсем не соответствовала всем писаным запретам. На этом я постепенно успокоился.

Страшилки и реальность

Кроме того, от одного знакомого я узнал следующее: проходя мимо Приморска, нужно по 68 каналу УКВ связываться с местной Службой управления движением судов (СУДС) «Приморск-Траффик» и докладывать о прохождении фарватера; в Бьеркзунде водится какой-то особенно суровый инспектор ГИМС, который нас обязательно остановит, проверит и найдёт нарушения; с пограничниками, скорее всего, тоже возникнут проблемы. Ну что ж, утром проверим!

Утром мы так же спокойно, как ни в чём не бывало, покинули Лоцманскую бухту, и я сразу же вызвал «Приморск-Траффик» на 68 канале.

Диспетчер ответил, что я докладываю слишком рано, и связаться нужно в момент выхода на фарватер. Минут через 20 мы до него добрались, и я снова вышел на связь. Диспетчер попросил сообщить название судна, осадку, количество человек на борту и пункт назначения. Я ответил, что нас двое, осадка полтора метра, идём в Санкт-Петербург, а название яхты — «Севпростор старший». Это очень неудобное для радиообмена название, которое никто никогда не может запомнить с первого раза. Лично я предпочитаю называть просто «яхта 0436» (наш госномер), но сейчас от меня требовали именно название, которое я долго диктовал по буквам — «Сергей, Евгений, Владимир, Павел…». Я отлично помню эту проблему ещё по нашему тримарану, который был просто «Севпростором», и по поводу которого все постоянно переспрашивали: «Простор? Севастополь? Повторите, не прошло!».

Диспетчер принял мои данные, сказал, что свяжемся в следующий раз, когда я буду покидать пролив в районе буёв №3 и 4, и тут же я услышал в эфире другого оператора — из Пограничной службы. Он обращался к «Приморск-Траффику» с просьбой повторить мои данные, так как сам меня не слышал. Диспетчер начал объяснять, что это, мол, какой-то «северпростор ст», и в итоге предложил пограничнику связаться со мной по телефону. Потом он обратился ко мне, спросил номер мобильного, получил его и продиктовал пограничнику.

Разговор с погранслужбой

Минуту спустя у меня зазвонил телефон, и я уже общался с Пограничной службой, той самой, которая, казалось бы, должна была не пускать меня на Березовый остров. Пограничница также уточнила все мои данные и спросила, откуда и куда мы идём. Я сказал, что двигаемся из посёлка Советский на форт Обручев.

«Вы сегодня из Советского?» — спросила она. «Нет, вчера. Переночевали тут. На якоре». «Где именно?» «На Северном Березовом», — ответил я с небольшой заминкой, ожидая, что сейчас меня начнут отчитывать. Конечно, наказывать вряд ли стали бы — не пойман, не вор. Но, вопреки моим ожиданиям, девушка с облегчением от завершённой процедуры сказала: «А, ну прекрасно! Счастливого пути! Позвоните нам, как выйдете из пролива».

В общем, до самого конца Бьеркзунда я ждал второй предречённой мне напасти — того самого грозного ГИМСа, но вскоре стало понятно, что никаких инспекторов я здесь не увижу. С облегчением я поднял геную (передний парус), на управление которой у меня формально нет прав, и с попутным ветром под жужжание автопилота мы устремились к буям 3 и 4, где снова связался с «Приморск-Траффиком» и пограничниками.

Выводы из опыта

Мораль этой истории такова: по всем правилам вы, конечно, обязаны заранее заявлять о своём прохождении в Пограничную службу, оформлять пропуска и так далее. Однако на практике вы никому особо не интересны, и высылать за вами группу захвата на подводной лодке никто, естественно, не будет. Особенно если вы уже проникли в зону контроля незамеченными и после этого даже не скрываетесь. ГИМС тоже, вероятно, проверяет всех подряд только в особых случаях, например, во время визита какого-нибудь высокого начальства. Службы управления движением судов сейчас относятся к маломеркам вполне уважительно, почти как к большим кораблям. Чисто технически, при движении от Выборгского залива или при подходе к Березовым островам с внешней стороны, заметить ваше присутствие, не подойдя вплотную на катере и не рассмотрев в бинокль, практически невозможно. Так что не всё так страшно, как иногда пишут.

Мы же, тем временем, двигались уже где-то в районе посёлка Песочное. Кажется, отсюда уже была видна в бинокль игла небоскрёба «Лахта-центра», служащая отличным ориентиром. Мы направлялись к ещё невидимым с такого расстояния фортам, о которых речь пойдёт в следующем рассказе.