«Кто пойдет работать в проводники на зарплату 20-30 тысяч рублей в месяц с отрывом от дома на одну-две недели? Только малограмотные люди, которые не могут даже с кондиционерами в вагонах разобраться». Письмо с таким текстом я получил в соцсети «Вконтакте». В этом тексте попробуем разобраться, прав ли автор этого послания.
«Неудачники, у которых семьи нет»
Но для начала процитирую целиком письмо и еще один комментарий.
«Вы много пишите о нарушениях температурного режима. Я тоже с этим борюсь, как могу, но постоянно сталкиваюсь с тем, что проводники не понимают, чем отличается жара, то есть температура в воздухе, от духоты, то есть количества кислорода в воздухе. Кроме того, очень многие просто не умеют пользоваться климатическими установками в вагоне», – пишет наш читатель, который представился, как Михаил.
«Я долго не мог понять, почему это происходит, но недавно прочитал, что зарплата проводников 20-30 тысяч рублей в месяц. Кто пойдет работать в проводники на такую зарплату с отрывом от дома на одну-две недели? Только малограмотные люди, неудачники, у которых семьи-то наверняка нет, которые не могут даже с кондиционерами в вагонах разобраться», – заключил Михаил.
«Совершенно некудышные кадры»
А вот кусок комментария под одним из недавних текстов в моем блоге. Он очень созвучен процитированному письму.
«Независимо от класса поезда, его статуса, технического оснащения в вагонах духота, жара, а на некоторых направлениях СКЖД можно встретить сотрудников совершенно некомпетентных в управлении сложными компьютерными системами микроклимата в вагоне. Среди таких проводников, кстати нередко работающих в фирменных поездах, можно увидеть совершенно некудышных кадров, которые не знают, чем отличается температура в вагоне от концентраций углекислого газа.
Печально, что нормальных людей некому обучить всему необходимому. Зачем нам новые классификации? Просто создайте пассажирам комфортные условия поездки. Сейчас появились в составе многих нефирменных поездов вагоны ТВЗ (вакуумного типа), там есть все, чтобы чувствовать себя отлично в дороге. Но не хватает нормальных проводников, которые могут этими вагонами управлять. Поэтому поездка нередко превращается в ад!», – пишет Александр.
Сколько получает проводник?
Я сам неоднократно писал о том, что климат в вагонах – больная тема для РЖД. И ответственны за климат в новых вагонах в первую очередь проводники. Но справедливы ли упреки в их адрес, о том, что это малообразованные люди, которые не могут освоить сложные системы управления вагоном? И уж тем более, можно ли называть проводников неудачниками, которые не нашли себе применения на «большой земле» и были вынуждены отправиться в бесконечную дорогу?
Для начала разберемся, сколько получают проводники. Средняя зарплата действительно колеблется в промежутке от 20 до 30 тысяч рублей. 30-40 тысяч – это считается очень хорошей зарплатой. На нее могут претендовать только проводники с опытом работы, которые обслуживают, как правило, фирменные поезда.
«В регионах все не так»
Проводница Ольга Владимировна, которая работает на железной дороге 25 лет (она попросила не называть фамилию), говорит, что утверждение, будто бы проводниками идут работать неудачники, абсолютно не соответствует действительности.
«Живущим в Москве, наверное, кажется, что за зарплату в 30 тысяч не стоит даже чесаться. Но в регионах все не так. Это неплохие деньги, плюс для многих стабильность и какая-никакая крыша над головой. Люди часто живут в таких условиях, что для них сбежать от обыденности – большая радость», – полагает проводница.
«Просто запуганные и недообученные люди»
А вот бывший проводник Александр согласен с тем, что в профессию идут далеко не самые образованные люди.
«Проблема в том, что проводники – как правило, старшее поколение. Им дали новые вагоны, а работают они по-старинке. Еще их пугают – если что сломаешь, будет платить починку вагона из своего кармана. Многие считают, что лучше не связываться и в идеале не включать никакую электронику вообще. При этом я не могу сказать, что это какие-то неграмотные люди, нет. Просто запуганные и недообученные», – говорит Александр.
«Была угроза, что на эти должности начнут брать иммигрантов»
С такой постановкой вопроса не согласен начальник одного из резервов проводников. По его словам, все проводники проходят обучение и количество жалоб на климат в поездах резко сокращается с приобретением нового состава.
«В большие города, действительно, как правило, едут работать люди из регионов. Им удобно, две недели на работе, потом две недели у себя там дома. И, заметьте, нам удается сохранять в проводниках только россиян. Зарплата пусть и невысокая, но платится стабильно. Хотя еще несколько лет назад была угроза, что на эти должности начнут брать иммигрантов. Вот тогда было бы плохо», – говорит наш источник.
Как бы то ни было, но система где-то дает сбой. Проводники часто действительно не лучшим образом справляются со своими обязанностями в вагонах, которые являются сложными системами. Мы приглашаем заинтересованные стороны к дискуссии в комментариях на тему: почему парк вагонов обновляется, а в поездах по-прежнему душно и кто в этом виноват.