Борт №1 для Сталина

Борт №1 для Сталина
Фото — rusavia.com

— Сталин же боялся самолетов, и никогда не летал. Какой борт №1?

Прекрасно понимаю ваше недоумение, зная эту особенность Иосифа Виссарионовича. Но не торопитесь: он все-таки летал...

Да, налета у Сталина каких-то 1088 километров и всего несколько часов в воздухе. Но они были и самолет для единственного полета «туда-обратно» для советского вождя подбирали со всей тщательностью. Понимали, что если что-то пойдет не так, родственники всех причастных до 10-го колена уедут на Колыму.

Борт №1 для Сталина
Фото — topwar.ru

Единственное место, куда Сталин летал на самолете, был Тегеран в 1943 году. Другого относительно безопасного варианта добраться к месту встречи с Рузвельтом и Черчиллем просто не существовало.

Поэтому Сталину пришлось собраться и преодолеть свой страх, согласившись на так не любимый им перелёт. Правда, несмотря на неизбежность перелёта, Генералиссимус летел все рано не из Москвы, а … из Баку. То есть максимально возможный путь по земле Сталин преодолел в бронированном вагоне по железной дороге, и только последние 500 километров — по воздуху.

Борт №1 для Сталина
Рисунок — metakomsec.spb.ru

Исторический перелет состоялся утром 26 ноября 1943 года. Сразу же по прибытию поезда Сталина в Баку, советская делегация отправилась на аэродром, где для операции по перевозке Сталина были готовы шесть американских самолетов Douglas C-47.

Непосредственно в Тегеран вылетели только два борта, в одном из которых находилась вся верхушка Советского союза: помимо Сталина — Ворошилов, Молотов и Берия.

За штурвалом самолета, в котором летел Сталин находился полковник Валентин Грачёв. За штурвалом второго самолёта — командующий авиацией дальнего действия маршал Александр Голованов.

Обратно Сталин вылетел после обеда 2 декабря 1943 года. Это был его последний рейс на самолете: больше он не летал.

Борт №1 для Сталина

Что за самолет Douglas C-47, и почему именно на нем летел Сталин, а не на советской машине?

На самом деле, C-47 (военная версия пассажирского DC-3) был одним из лучших самолётов того времени, эдакий Airbus A320 40-х годов.

Их было выпущено просто огромное количество: больше 10 тыс. штук, С-47 очень активно использовались союзниками во время войны и еще довольно долго после ее окончания. Мало того, отдельные экземпляры летают даже до сих пор (первое фото - не монтаж, а реальный Douglas C-47 над Москвой в 2015 году).

Что касается советских самолетов, то … видимо, Сталин им просто не доверял, понимая, что в переломном 1943-м вся промышленность работала на фронт в сумасшедшем темпе, перевыполняя все планы и проверка качества была явно не на первом месте, учитывая высокую «расходность» любой военной техники.

Борт №1 для Сталина

Интересно, что некоторые ресурсы «личным самолетом Сталина» почему-то называют Пе-8, и в продаже даже есть коллекционные модели именно с таким словосочетанием.

Хотя доподлинно известно, что он никогда не летал на этом самолете и единственный свой перелет совершал как раз на Дугласе.

---

Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие сюжеты из моих путешествий, а также следить за новыми публикациями.