— Но ведь Сталин панически боялся самолётов и принципиально избегал авиаперелётов! При чём здесь вообще борт номер один?
Ваше удивление совершенно понятно, учитывая общеизвестную фобию Иосифа Виссарионовича. Однако история сохранила факт: он всё-таки поднялся в небо, пусть и всего один раз.
Вынужденное решение
Общий налёт Сталина составил лишь около 1088 километров — несколько часов в воздухе за всю жизнь. Но к организации того единственного рейса «туда и обратно» подошли с чрезвычайной ответственностью. Все участники процесса отдавали себе отчёт: малейшая ошибка или техническая неисправность могли привести к катастрофическим последствиям для них и их семей.
Целью этого вынужденного путешествия стал Тегеран, где в 1943 году должна была состояться встреча лидеров антигитлеровской коалиции — Сталина, Рузвельта и Черчилля. Альтернативных безопасных маршрутов, позволявших прибыть вовремя, просто не существовало.
Вождю пришлось собрать волю в кулак и согласиться на то, что вызывало у него глубочайшую тревогу. Характерно, что даже в этой ситуации он максимально сократил воздушный отрезок пути. Сталин отправился из Москвы в Баку на специальном бронированном поезде, и лишь последние 500 километров над горами преодолел на самолёте.
Исторический перелёт
Утром 26 ноября 1943 года, сразу после прибытия поезда в Баку, советская делегация направилась на аэродром. К операции были подготовлены шесть американских транспортников Douglas C-47. Непосредственно в Тегеран вылетели два самолёта. В одном из них разместилась вся советская верхушка: сам Сталин, Ворошилов, Молотов и Берия.
За штурвалом этого особого борта находился опытный полковник Валентин Грачёв. Второй самолёт вёл лично командующий авиацией дальнего действия, маршал Александр Голованов.
Обратный вылет состоялся после полудня 2 декабря 1943 года. Этот рейс стал для Сталина последним — больше он в воздух не поднимался никогда.
Почему именно «Дуглас»?
Возникает закономерный вопрос: почему для полёта вождя выбрали американский Douglas C-47, а не советский самолёт?
C-47, военная модификация знаменитого пассажирского DC-3, был в те годы эталоном надёжности и массовости — своего рода «Airbus A320» 1940-х. Всего было выпущено более 10 тысяч этих машин, они активно использовались союзниками на всех фронтах и оставались в строю ещё долгие десятилетия после войны. Отдельные экземпляры, что удивительно, летают до сих пор (первое фото в статье — не монтаж, а реальный C-47 над Москвой в 2015 году).
Что касается отечественных самолётов, то, вероятно, Сталин и его окружение просто не сочли их достаточно безопасными в тех условиях. 1943 год был переломным, промышленность работала на пределе, выпуская технику для фронта бешеными темпами. Контроль качества в такой обстановке, при высокой «расходности» военной техники, явно не был приоритетом.
Распространённое заблуждение
Любопытно, что на некоторых интернет-ресурсах и даже в коллекционных моделях «личным самолётом Сталина» ошибочно называют тяжёлый бомбардировщик Пе-8.
Это историческая неточность: документально подтверждено, что вождь никогда на нём не летал. Его единственный авиаперелёт был совершён именно на американском «Дугласе».
---
Если материал был интересен, ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации и истории из путешествий.
