Как в купе. Цены на плацкарт станут высокими и непредсказуемыми

Судя по всему, не за горами время, когда цены на билеты в плацкартные вагоны перестанут быть жестко контролируемыми государством, и станут столь же непредсказуемыми, как и цены в купе. Федеральная антимонопольная служба предложила перестать регулировать перевозки в плацкарте.

Как в купе. Цены на плацкарт станут высокими и непредсказуемыми

Как сейчас устанавливаются цены на билеты

Цены на билеты в плацкартные вагоны уже много лет регулируются ФАС. По сути, это означает, что цену устанавливает государство и компенсирует убытки РЖД, если плацкарт не заполнен или не окупается. РЖД могут лишь устраивать определенные акции (например, скидки на верхние боковые полки).

Много лет цены на проезд в плацкартных вагонах индексируются с 1 января каждого года. Как правило, индексация происходит на уровень инфляции.

Кроме того, РЖД устанавливает график гибкого регулирования цен. Это коэффициенты, из-за которых в некоторые периоды билеты в плацкарт стоят дороже, а в другие периоды – дешевле. Но средняя цена за год должна оказаться на уровне установленной государством.

Все совсем иначе в купейных вагонах. Там РЖД, а вернее ее «дочка» – Федеральная пассажирская компания – царь и бог. В ФПК сами решают, какую цену в какой период назначить, регулируя ее системой динамического ценообразования, главный принцип которой – чем выше спрос, тем выше цена.

Из-за этого зачастую билеты в плацкарт, которые стоят в разы дешевле, чем в купе, расходятся влет. Особенно в летние периоды, а также в дни повышенного спроса. Например, в предновогодний период цена в плацкарт из Москвы в Петербург – около 1600 рублей, в то время как купе в тот же поезд может стоить до 6-10 тысяч рублей.

Что изменится

ФАС предлагает перестать субсидировать перевозки в плацкартных и общих вагонах в целом, выделив взамен ряд «социально значимых» направлений, на которые и будут направляться госсубсидии в размере 8,5 млрд рублей в год, пишет «Коммерсант» со ссылкой на письмо главы ФАС Игоря Артемьева курирующему вице-премьеру Максиму Акимову.

«В регулируемом сегменте цены устанавливаются без учета спроса, и, как следствие, пассажирооборот продолжает снижаться с 2010 года. Бюджетные субсидии компенсируют разницу между "экономически обоснованным" и "фактическим" тарифами. Постоянное снижение пассажирооборота приводит к росту потребности в субсидировании», – говорится в письме.

Иными словами, ФАС предлагает ФПК самой устанавливать цены в плацкарт также, как это происходит в купе, кроме некоторых социально-значимых направлений.

Пассажирские хитрости

Однако эксперты справедливо полагают, что в случае, если часть тарифов будут субсидироваться, а другая часть устанавливаться по рыночным условиям, то пассажиры начнут хитрить, как сейчас это происходит на калининградском направлении.

Дело в том, что сейчас поезда в Калининградскую область субсидируются – как купейные, так и плацкартные вагоны. Получается, что билеты из Москвы до Калининградской области стоят намного дешевле, чем из Москвы до Вильнюса, хотя расстояние до столицы Литвы меньше. В результате бережливые пассажиры покупают билеты до ближайшей станции в Калининградской области, а выходят на территории Литвы.

Как в купе. Цены на плацкарт станут высокими и непредсказуемыми
Как в купе. Цены на плацкарт станут высокими и непредсказуемыми

В результате нововведений от ФАС такой результат можно получить по всей сети, если механически признать ряд маршрутов «социально значимыми», приводит «Коммерсант» мнение главы Союза пассажиров Кирилла Янкова. И тут нельзя не согласиться с ним.

Очень важно понимать, что раз ФАС озвучил такую инициативу, значит, скорее всего, рано или поздно она будет реализована.