Открытие Ефремова: неожиданное знакомство с тульским моногородом

Прогуливаясь по Стрелецкому спуску.

Неожиданное открытие Черноземья

Черноземье для меня всегда было terra incognita — я редко бывал в этих краях. В своих статьях и беседах я не раз подчеркивал, что душа у меня больше лежит к Европейскому Северу и Уралу, ведь именно между ними я родился. Если бы не поездка в Крым в мае, возможно, Черноземье так и осталось бы белым пятном на карте моих странствий — ирония судьбы, что именно плодородные черные земли оказались неисследованной территорией. Но майская поездка всё изменила.

Панорамный вид на железнодорожный узел Ефремова.

До этого мой единственный опыт знакомства с регионом ограничивался Белгородом осенью 2023 года. Но этот 31-й регион, который я в своем лонгриде окрестил "Соединенными Штатами Беларуси", — явление достаточно мейнстримное. Регион экономически развитый, а в последние годы приобрел еще и стратегическое значение. Волей-неволей внимание к нему приковано. Совершенно иначе обстоят дела с удаленными от украинской границы территориями Черноземья, такими как Липецкая область. Хотя самые южные районы Тульской области тоже могут похвастаться черноземными почвами, официально 71-й регион относят к Центральной России.

Тульская область: неожиданное знакомство

С Тульской областью у меня сложились интересные отношения. В детстве мы часто проезжали через нее транзитом, но я, естественно, не обращал особого внимания на окружающие пейзажи. Когда же я подрос и переехал в Москву, Тульскую область обычно проезжал ночью — поезда из столицы отправляются вечером, а просыпаешься уже значительно южнее. А вот в мае нам довелось проехать ее на автомобиле днем, и я смог рассмотреть: леса, постепенно переходящие в лесостепь, засеянные поля, интересный рельеф местности. В моей системе координат на Среднерусской возвышенности вроде бы не должно быть ничего особенного — сказывается мой "высокогорный шовинизм". И тем не менее, выглядит всё довольно симпатично. Хотя и в самой Туле, и в глубинке (я имею в виду шахтерские поселки Подмосковного угольного бассейна) хватает следов запустения разного калибра.

Однако во мне живет определенное чувство уважения к регионам, которые развиваются благодаря науке и обрабатывающей промышленности, а не просто добывают природные ресурсы. И в этом плане Тульская область кажется мне более респектабельной, чем Белгородская, существующая во многом за счет железорудной ренты.

Мой сегодняшний гид по городу

Ефремов: город, о котором я не знал

Если бы не Таня, в Ефремов я бы точно не попал. Честно говоря, о существовании этого города я узнал от нее всего пару лет назад. Когда мы проезжали через него в мае (делали там остановку), выяснилось, что это еще и моногород, выросший вокруг завода синтетического каучука. Сейчас ЕЗСК находится в подвешенном состоянии — сайт почти не обновляется, часть подъездных путей покрылась ржавчиной, а Руспрофайл сообщает о финансовых рисках предприятия.

На этот раз я направлялся в Ефремов в рамках семейного знакомства. К 31 году пора уже совмещать приятное с приятным — открывать новые места и укреплять связи с близкими.

С погодой нам определенно повезло — сентябрь в средней полосе выдался на удивление теплым и без осадков. В таких условиях осматривать любой город — одно удовольствие. Тем более когда планированием маршрута занимаешься не ты сам.

Здание бывшей гимназии — образец дореволюционной архитектуры.

Первые впечатления и исторические параллели

Первая ассоциация, которая пришла мне в голову — сравнение с Череповцом (что очень неожиданно). Исторический центр расположен на высоком берегу реки Красивая Меча (местные не согласны на меньшее — красивая, и точка!), главная площадь, без ложной скромности, тоже называется Красной. В районе улиц Свердлова, Карла Маркса и Красноармейской сохранилась историческая застройка. Хотя в целом в городе не так много зданий дореволюционного периода. Для города Центральной России 400 лет — возраст довольно юный (Ефремов основан в 1637 году). Великая Отечественная война тоже нанесла урон жилому фонду — город был захвачен немцами в ноябре 1941-го, а уже через месяц освобожден Красной Армией.

Параллель с Череповцом заключается в том, что с одной стороны, город не так уж и стар для обычного города Европейской части России (Череповец тоже моложе Вологды), а с другой — имеет статус моногорода. В моем представлении моногорода — это порождение плановой экономики, которые возникали как грибы после дождя в процессе масштабной индустриализации. Возраст моногорода обычно исчисляется десятилетиями, в редких случаях — столетием.

И Ефремов из торгово-транспортного городка превратился в важную индустриальную точку при строительстве ЕЗСК.

Географические загадки Ефремова

Меня, как человека с географическим образованием, заинтересовал вопрос: почему именно здесь, на юге Тульской области, решили построить этот завод? Производство синтетического каучука — не рядовое предприятие, а по меркам 30-х годов XX века так и вовсе прорывное.

Объяснение оказалось вполне прозаичным: удобное транспортное положение между городами густонаселенной Ойкумены Центральной России, а также, судя по всему, наличие кадров из химической промышленности и строительства — в регионе уже возводили азотного гиганта в Новомосковске.

Любопытный факт: сырьем для производства служил картофельный спирт, видимо, прекурсоров в Ефремове было в достатке.

Предприятие "Каргилл" — современный игрок на местной промышленной арене.

Уже после войны, в рамках ударных строек, появились другие химико-пищевые производства: биохимический завод, глюкозно-паточный комбинат и другие. Сейчас, пожалуй, стоит выделить "Каргилл", который добавляет в свежий воздух города характерный аромат комбикорма.

По мере продвижения от исторического центра к комбинату хорошо заметно, как упрощается архитектура — вдоль центральных улиц стоят многоквартирные пятиэтажки с аккуратной квартальной застройкой. От самой Красной площади город расходится словно веер.

Школьное здание — пример советской образовательной архитектуры.

Западная часть города и литературные связи

По мере продвижения на запад попадаешь в сельскую часть города. Крепкие одноэтажные домики с приветливыми заборами я уже видел этим летом во время поездок по Ивановской области. На карте этот квартал так и называется "Поселок", где все жилые дома выходят на улицы, а хозяйственные постройки спрятаны в глубине участков.

По дороге в центр мы зашли в Центральный парк имени Бунина. Первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе имеет прямое отношение к городу — здесь он часто бывал, поскольку его брат приобрел в Ефремове дом. Кстати, сам брат и мать Ивана Алексеевича похоронены здесь же, на городском кладбище. Сам же писатель, как известно, нашел последний приют в Париже.

Со слов Тани, Ефремов находился на магистрали, соединявшей Москву с курортами в дореволюционное время, поэтому в городе часто останавливались различные литераторы. Википедия подтверждает это, добавляя к Бунину Грибоедова, Тургенева (вспомним его "Касьяна с Красивой Мечи") и Паустовского, не считая более редких визитов (например, Л.Н. Толстого).

Авиационное наследие и городские праздники

Другим "лицом" города является Мясищев — известный авиаконструктор, создатель первого советского серийного реактивного стратегического бомбардировщика М4. В музее истории Хруничева в московских Филях экскурсовод рассказывал, что М4 — это калька с американского легендарного В-52. Так или иначе, Таня отметила, что "культ" Мясищева стал развиваться лишь в последние годы (она уехала из города в 2020-м, до этого подобного не наблюдала).

Шрифты и архитектурные детали — немые свидетели разных эпох.

Ах да, совсем забыл сказать, что сегодня (мы были 13 сентября) — день города. Мне как-то везет на такие мероприятия. Уже не первый раз во время однодневных выездов я совершенно случайно оказываюсь на праздновании дня города.

Зашли с Таней в кофейню. По пути она рассказала, что раньше в городе не было кофеен, но сейчас, по словам бариста, открылись уже две сетевых, да и при пекарнях можно заказать что-то тонизирующее. (Таня уточнила, что бариста назвал Ефремов "городом бабл-ти"). В общем, даже на юг Тульской области добралась диффузия мировых трендов — кофеин стал нефтью XXI века. В центре стоят забавно раскрашенные пятиэтажки. Розовый дом напоминает брежневскую эпоху в стиле Барби. Тем временем мне захотелось дойти до железнодорожного вокзала — с путепровода над путями открываются отличные виды на трубы ТЭЦ и окрестности. Таня предложила заодно прогуляться до плотины за железной дорогой. Так и пошли. Кстати, выход на путепровод с перрона здесь свободный, в отличие от многих российских станций, где сейчас разрешено только транзитное движение, а пассажиры поездов не могут подняться наверх. Дошли до плотины, смотрим на створы — один опущен, остальные подняты. Часть сооружения огорожена колючей проволокой, но рядом свободный проход, видимо, плотина служит мостом между городом и ближайшими деревнями. Таня вспоминала, как бывала здесь раньше. На обратном пути зашли на вокзал. Никаких рамок и усиленной безопасности. Вокзал очень лаконичный и красивый, отлично дополняет своего собрата в Шуе. Отсюда двинулись к конечной точке — заводоуправлению ЕЗСК. По пути собирали достопримечательности: один из немногих новых пятиэтажных домов в городе, наркодиспансер, ДК "Химик" с красивой мозаикой на фасаде. Часть заводской инфраструктуры уже заросла растительностью, другая покрылась ржавчиной. Сам завод не шумит, не пахнет, парковка в субботу пустая. Возможно, рабочие паркуются у ворот промзоны (мы не проверяли), а "белые воротнички" на пятидневке и в выходной отдыхают. Возвращались домой по улице Строителей. Ближе к заводу теснятся гаражные кооперативы, напротив — дома, скорее всего, построенные для рабочих. Если посмотреть на карту Ефремова сверху, видно, что три микрорайона на северо-западе резко выделяются на фоне сельской застройки, преобладающей в этой части. Красивые, но уже обветшалые мозаики на стенах домов я показывал в прошлом посте про Ефремов, когда мы заезжали в мае. Посмотреть можно тут. Эту прогулку я запомнил ещё и потому, что Таня почти каждый дворик или улицу могла наполнить своей историей. Это как смотреть фильм от первого лица (привет "Хардкору"). Если в мае мы не успели всё развернуть (хотя истории о низкоморальных дискотеках в ДК "Октябрьский" я хорошо запомнил), то в этот раз нас никто не торопил. А вот родители Тани очень удивились: — 25 тысяч шагов? По Ефремову?! Это куда вы так нагулялись?