Семейное путешествие на авто: Памирский тракт, афганский базар и неожиданные преграды на пути в Кыргызстан

Высота Памирского тракта — 3000 метров над уровнем моря.

Продолжение нашего большого приключения

Это очередной этап нашего летнего путешествия 2024 года. Все предыдущие части этого большого пути можно найти по ссылке.
К этому моменту мы уже преодолели на машине Восточную Турцию, Грузию, Чечню, Астрахань, Западный Казахстан, Узбекистан и остановились в Таджикистане. Следующей ключевой точкой маршрута был знаменитый Памирский тракт. Однако дорога приготовила для нас ряд неожиданных испытаний и впечатлений.

Планы на афганский базар «Авгон Бозор»

Первым таким пунктом стал рынок «Авгон Бозор». Еще находясь в Дарвозе, изучая карты, мы обнаружили отметку о рынке, который работает на нейтральной полосе, где жители двух стран могут торговать друг с другом. Этот базар открывается только по субботам, и у нас появился уникальный шанс немного прикоснуться к жизни и культуре афганцев. Рынок находится под строгим контролем пограничников, работает с 9 утра до обеда. Все посетители проходят паспортный контроль и фотографирование. В целом, безопасность должна быть на уровне, но с графиком вышла неувязка. Мы прибыли в Хорог в четверг, а значит, нужно было ждать до субботы. Заняться в городе было особо нечем, да и ехать дальше без посещения базара не хотелось.

Если вам интересно увидеть захватывающие пейзажи Памирского тракта и атмосферу афганского рынка, мы собрали все наши впечатления в видеоформате на нашем канале.

Дорога в Хорог — испытание на прочность

На следующий день нашей задачей был переезд в город Хорог. Это небольшой горный городок, административный центр Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. Он расположен на высоте около 2200 метров в живописной долине у слияния рек Гунт и Пяндж, совсем рядом с афганской границей. Перед выездом пришлось заправиться обычным бензином, так как следующая заправка будет только через 6 часов пути. По расчетам, маршрут длиной 250 километров должен был занять около 7 часов. К счастью, мы успели до темноты.

Дорога из Дарваза в Хорог, пожалуй, одна из самых сложных и экстремальных в мире. Она петляет вдоль реки Пяндж через узкие горные ущелья, часто вплотную к обрывам, с минимумом ограждений. Покрытие в основном гравийное, каменистое, разбитое или вовсе отсутствует (после Кали-Хума асфальта вы не увидите долго). Множество выбоин, оползней и камнепадов, особенно после дождей. Этот путь опасен и требует предельной концентрации. Мы постоянно сталкивались с заторами, проблемами с дорожным сервисом и ограничениями для транспорта. В Хороге нам предстояло оценить состояние детей, прежде чем принимать окончательное решение о движении к перевалу. Ехать обратно по этой же дороге совсем не хотелось.

Встреча с гостеприимным хозяином и местными особенностями

Мы забронировали номер в местной гостинице. Там нас встретил очень приятный хозяин, который, как мне показалось, говорил с легким литовским акцентом и выглядел весьма по-европейски. У меня возник наивный вопрос: почему он не похож на таджика и на каком языке они говорят (он тоже был не похож на таджикский). Владелец объяснил, что ГБАО — автономный регион, так как памирцы — отдельная этническая группа, имеющая мало общего с таджиками. У них свой язык, другое происхождение, и они рады гостям. Он заверил, что мы можем чувствовать себя как дома, не беспокоиться о безопасности, вести себя по-европейски, носить шорты и спокойно парковать машину.

Конечно, я был тронут таким гостеприимством, но насчет безопасности он, пожалуй, немного преувеличил. Я поинтересовался, где ближайший магазин, и хозяин любезно предложил проводить, так как в городе было темно и можно было заблудиться. Я не хотел его обременять, поэтому сказал, что запомнил дорогу и справлюсь сам. Около 23:00 я возвращался с детьми по темному переулку и услышал недовольный голос, говоривший на ломаном русском. Местный житель высказывал какую-то неприязнь к русским и атеистам вроде меня. Я не понял, чего он хочет, сжал кулаки — было страшно, ведь со мной были двое детей. Я мог бы дать отпор, но кто знает, что могло случиться в одиночку среди незнакомой обстановки. Поэтому я не стал вступать в конфликт, просто взял детей за руки и сказал: «Пошли». Позже хозяин отеля, выслушав историю, сказал, что этнических проблем тут быть не может, и этот человек, скорее всего, не местный, возможно, афганец (он отличался от памирцев), а может, был пьян или под воздействием веществ (хотя мне так не показалось).

Новые знакомства и бюрократическая преграда

В отеле мы познакомились с еще одним постояльцем — пожилым корейцем. Через переводчика он рассказал, что приехал сюда один, но не может попасть в Кыргызстан, потому что для въезда нужно дополнительное разрешение от кыргызской стороны. Проблемы типичные, но процесс можно ускорить через турагента. Оформление занимает 3 дня, и теперь ему приходится ждать.

Конечно, мы не хотели оказаться в такой же ситуации, поэтому срочно начали оформлять разрешение на въезд в Кыргызстан. Мы мониторили Telegram-чаты и нашли в киргизском чате контакты людей, которые помогают с такими документами. Написали в WhatsApp: разрешение стоило 15 долларов с человека, мы решили оплатить только за взрослых. Документы делаются 3 дня. Мы заказали в пятницу, а в Кыргызстан планировали в воскресенье, но нам сказали, что точно будет готово только в понедельник. Они прислали скриншот с номером заявки, который, по их словам, достаточно предъявить на границе.

Вынужденная остановка в Хороге

Выбора не оставалось — пришлось продлить пребывание в Хороге на день в ожидании разрешения. Это было не очень удобно, ведь мы не были уверены, сможем ли вообще проехать в Кыргызстан через ГБАО. Нам предстояло везти четверых детей (младшему было всего 5,5 месяцев) через один из самых высоких автомобильных перевалов в мире. Вообще, никогда не знаешь, что заставит передумать на полпути, поэтому мы не любим заранее оформлять лишние документы — вдруг они не понадобятся.

Утром хозяин куда-то исчез, а на его месте появилась родственница. Оказалось, она сама живет в Москве и приехала на лето помогать с гостями. Мы поделились историями путешествий, она была под впечатлением и оставила свой номер, предложив встретиться в Москве. Она же сказала не переживать из-за инцидента в переулке — это что-то из ряда вон выходящее.

Подготовка к дальнейшему пути

Мы решили использовать дополнительный день для рутинных дел. Купили страховку ОСАГО для Киргизии — нам посоветовали не рисковать, тем более она стоила недорого, около 1000 рублей. Также заправились обычным бензином, закупили продукты, взяли наличные и хотели выспаться. Последнее, как всегда, не удалось. Бензин и еду нашли, а с наличными вышла заминка. Банкоматы есть, некоторые даже принимают российскую «Мир». Но часто к вечеру в них заканчиваются деньги, а к концу рабочего дня оборудование может не работать.

Мы начали обходить все банкоматы подряд. Интересно, что, стоя в очереди, я заметил, как молодой человек предложил мне пройти без очереди. Я отказался, но он настаивал: «Ну конечно, ты же крутой!». Жаль, что снять деньги в том аппарате все равно не получилось. В другом месте повезло больше.

В отеле я познакомился с братом владельца. Услышал стандартный набор историй о том, как все рады гостям, и насколько он искренне дружелюбен. Я хотел помыть машину после грязной дороги, и он разрешил воспользоваться дворовым краном. Кстати, вода в нем была из горного источника — очень чистая и приятная на вкус. Так что по дороге я даже пополнил запасы питьевой воды.

Нижняя дорога на Памире.

Планы на Мургаб и выбор пути

На следующее утро у нас были наполеоновские планы: добраться до Мургаба, который находится на высоте около 3600 метров и является одним из самых высокогорных населенных пунктов в Средней Азии. Туда ведут два пути: один — верхний, другой — нижний.

Обратите внимание: Сколько мы потратили на наше двухнедельное путешествие в Паттайю. Делюсь бюджетом поездки.

Следующий отрезок пути пролегал мимо того самого афганского базара, ради которого мы задержались на день. Дорога туда занимает около 3 часов (100 км по плохой дороге), а затем еще 470 км до Мургаба — в сумме около 12 часов, если ехать по нижней дороге. Несмотря на такую логистику, Яндекс.Навигатор настойчиво предлагал ехать в Мургаб по верхней дороге, утверждая, что даже если мы хотим заехать на базар, лучше вернуться в Хорог и ехать сверху. Но нам нижняя дорога казалась интереснее.

Два варианта пути до Мургаба.

Посещение афганского базара

Мы выехали рано утром. По дороге встретили свою недавнюю знакомую из Америки, с которой познакомились три дня назад в Дарвозе. Она путешествовала автостопом и тоже направлялась на афганский базар, но мы не смогли взять ее с собой — в машине не было места.

Как обычно, проклиная дорогу, мы первым делом прибыли на афганский рынок. На мосту через реку Пяндж стояли таджикские пограничники, проверяли паспорта и регистрировали всех. Теоретически, пересекая мост, мы въезжали на территорию Афганистана. Их КПП находится чуть дальше, и перед входом на рынок всех тщательно досматривают. Сначала было немного страшновато, но безопасность оказалась на уровне. Чтобы не раздражать местных, я надел джинсы, а жена — длинное платье и платок. Опасность, как оказалось, была в другом. Конечно, рынок очень аутентичный, и мы планировали купить сувениры, попробовать местные угощения. У меня есть традиция покупать специи на рынках разных стран. И, конечно, чай.

Из куска ткани мы соорудили для жены что-то вроде паранджи.

Последнее оказалось не самой удачной идеей, потому что афганцы выглядели уставшими от происходящего в их стране и повседневной борьбы за выживание. Они были явно не в настроении для разговоров. Когда сделка была уже наполовину завершена, сыну внезапно стало плохо: у него подкосились ноги, закружилась голова, он почти потерял сознание. Сказались высота в 2,5 км, жара, обезвоживание и недосып. В общем, насладиться местным колоритом долго не получилось — мы вернулись к машине, чтобы взять для сына воду и бутерброды. Я все же успела купить несколько вещей, так что минимальный план был выполнен. Двигаемся дальше.

На афганском базаре, кажется, можно купить все что угодно, кроме наркотиков и оружия?

Неожиданное препятствие на дороге

Навигатор по-прежнему настаивал, чтобы мы развернулись и не ехали в этом направлении. Но мы решили бросить вызов и проехать на полном приводе там, где захотим.

Мы ехали около 4 часов, пока не увидели горную реку, преградившую путь. Под ней должна была проходить нужная нам дорога.

Неожиданно тающий ледник затопил нашу дорогу в Мургаб.

У реки, затопившей дорогу, мы встретили мотоциклиста-путешественника, который оказался немцем с русской матерью. Он ехал из Австралии через Юго-Восточную Азию, Индию, Пакистан и Афганистан. Также мы увидели молодую пару в микроавтобусе с французскими номерами. Они тоже проехали через Афганистан. От них мы узнали, что новое правительство нормально относится к туристам из Европы; женщинам, конечно, сложнее, и им лучше не показываться, но они своим примером доказывают, что такие путешествия возможны. В тот момент в моем сердце зародилась новая мечта, но ехать в Юго-Восточную Азию через Афганистан с детьми было неразумно. Подождем, пока они подрастут и дадут нам побыть одним.

Возвращение в Хорог

Делать было нечего: либо возвращаться, либо, как предложили французы, остаться здесь на ночь — ледники ночью подмерзнут, и вода уйдет с дороги. Но в палатке было холодно, а искать в спешке гостиницу для нашей большой компании было рискованно.

Поэтому мы вернулись в Хорог, решив не спорить с навигатором. Но учитывая, что прибудем в 23:00, нужно было снова искать ночлег. Других вариантов не оставалось.

Я вспомнил, что у нас был номер телефона родственницы хозяина, и попробовал забронировать тот же отель. Но она вела себя очень странно. Конечно, хотелось верить, что это не она и мы ошиблись номером. Однако человек на другом конце провода сказал, что не знает нас и у них нет рабочего номера. Странно.

Потом я вспомнил, что в переписке был и номер самого владельца. Я позвонил ему и объяснил ситуацию. Он сказал, что его самого нет в городе, но он позвонит родственникам и постарается помочь. Через полчаса он перезвонил и сообщил, что номер свободен, мы можем остановиться еще на одну ночь, а родственники нас встретят. Дорогу мы уже знали. Так мы провели в этом отеле третью ночь, но, что интересно, каждый раз встречали разных людей. По дороге меня накрыла горная болезнь, и к вечеру я был физически и морально истощен. Итак, наше приключение отложилось еще на день.

Встреча с пограничником Гамлетом

На обратном пути, еще в горах, нас догнал таджикский солдат, который отчаянно махал руками и просил остановиться: «Извините, я увидел машину с российскими номерами и захотел пообщаться. Я не говорил по-русски уже два года». Мы узнали, что этого парня зовут Гамлет, и он служит на границе. Сам он узбек, живет на границе Таджикистана и Узбекистана, а судьба забросила его служить на Памирское плато. Он говорил по-русски настолько хорошо, что даже остановил нас, чтобы попрактиковаться. Конечно, мы тоже были рады пообщаться и услышать уже знакомую фразу: «Мы все рады вас здесь видеть».

Новая попытка и планы на ночевку

Проведя третью ночь в той же гостинице, мы снова двинулись в сторону границы с Кыргызстаном, но на этот раз по верхней дороге. План был добраться до известного места, и изначально мы хотели наверстать упущенное и пересечь границу за день. Но надо признать, дорога до ближайшего отеля занимает 13 часов. Нужно преодолеть горный перевал высотой 4,6 км и пройти таможню. Накопленных сил могло не хватить (позже мы узнали, что точно не хватило бы), поэтому решили переночевать в палатке на озере Каракуль. Оно недалеко от границы, и доехать можно гораздо быстрее.

Но горная болезнь — это не шутки, и столкнуться с ней на перевале, а потом ночевать в палатке (1,5 часа на сборы и столько же на разборы) может быть непросто. Поэтому мы решили придерживаться первоначального плана и переночевать в городе Мургаб на высоте 3600 метров. Протяженность маршрута — 310 километров, расчетное время — 6 часов. Затем подняться на перевал Ак-Байтал (Хушанг) и пересечь границу. Так обычно делают альпинисты, чтобы акклиматизироваться к нехватке кислорода, ведь резкий подъем может привести к неприятным последствиям.

«Дороги» Памира — отдельная история

Кстати, о дорогах, вернее, об их отсутствии на Памире. Конечно, я понимаю, что не стоит ожидать здесь покрытия как на трассе Ницца-Монте-Карло, но с таким качеством я еще нигде не сталкивался. Дороги, кажется, не ремонтировались лет 100, и мне пришлось испытать на себе все виды бездорожья: кочки, внезапные ямы глубиной в метр, трамплины, каменистые участки и перепады высот. Были варианты «Взлет», «Улет», «Потеряй подвеску», «Падение» и «Скольжение». Вся эта тряска крайне некстати на фоне симптомов горной болезни, о которых я расскажу ниже.

И снова французы

По дороге мы встретили вчерашних французов, которые остались здесь на ночь, ожидая, когда река спадет и откроется дорога. Оказалось, они были правы: ледник подмерз, и они продолжили путь.

Продолжение следует

На этом все, спасибо за внимание. В следующий раз я расскажу о том, как мы пересекли один из самых высоких в мире автомобильных перевалов и как нас по очереди мучила горная болезнь.

Все части этого путешествия собраны по ссылке.

Если хотите разделить наши впечатления от всей поездки и многое другое, рекомендую посмотреть наше видео на канале The Granins. Честно, ничего столь же гениального, как у Путушкина, вы здесь не найдете. Потому что мы снимаем живой контент с рук, чтобы показать настоящие путешествия с детьми.

YouTube
https://www.youtube.com/@graninada
Или RUTUBE:
https://rutube.ru/channel/24864088/

Больше наших путешествий с детьми вы можете увидеть в нашем Instagram:
https://www.instagram.com/grant.chgd?utm_source=qr&igsh=...
https://www.instagram.com/graninada?utm_source=qr&igsh=M...

У нас также есть собственный канал в Telegram, где мы отвечаем на вопросы о путешествиях с детьми. Если у вас есть дети и вы хотите путешествовать, но не знаете, с чего начать — мы с радостью проконсультируем.
https://t.me/thegranins

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Путешествие из Турции во Владивосток через Среднюю Азию на авто с 4 детьми. Часть 6 - Авон Бозор и внезапное препятствие на пути.