
Памирский тракт 3000 метров.
Это продолжение нашего путешествия летом 2024 года. Все предыдущие части этого путешествия собраны по этой ссылке.
К этому времени мы проехали по Памирскому тракту через Восточную Турцию, Грузию, Чечню, Астрахань, Западный Казахстан, Узбекистан и остановились в Таджикистане. Следующей остановкой на нашем пути был Памирский тракт. Однако наше путешествие принесло нам неожиданные приключения.
Первый из них — «Авгон Бозор». Еще находясь в Давозе, изучая маркеры на Google Maps, мы наткнулись на рынок, открывшийся на нейтральной территории, где жители обеих стран могли обмениваться товарами. Этот рынок обычно работает по субботам, и у нас была реальная возможность узнать о культуре и жизни афганских жителей. Рынок находится под строгим надзором пограничной службы и открыт только по субботам с 9:00 до обеда. Все прибывающие подлежат паспортному контролю и фотографированию. Так что для нас все должно быть относительно безопасно, но не очень удобно по времени. Мы прибыли в Хорог в четверг, а это означало, что нам предстояло провести там еще один день. Делать там было особо нечего, да и идти нам было некуда.
Если вы хотите дополнить этот рассказ впечатлениями от пейзажей Памирского тракта или увидеть, как выглядят афганские рынки на нейтральной территории, мы собрали все это в видеороликах на нашем канале.
На следующий день нам предстояло добраться до города Хорог. Это небольшой горный город и административный центр Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. Он расположен на высоте около 2200 метров, в живописной долине у слияния рек Гунт и Пяндж, недалеко от границы с Афганистаном. Но для этого вам придется заправить бак обычным бензином, поскольку следующая заправка будет через 6 часов. По расчетам, маршрут займет 7 часов и охватит расстояние в 250 километров. Но, как обычно, мы прибыли до наступления темноты.

Дорога из Дарваза в Хорог, пожалуй, одна из самых сложных и экстремальных в мире. Он следует вдоль реки Пяндж через узкие горные ущелья, часто близко к скалам и с небольшим количеством ограждений. Дорожное покрытие в основном гравийное, каменистое, разбитое или отсутствует (после Кали-Хума асфальта вы долго не увидите), с множеством выбоин, оползней и камнепадов, особенно после дождя. Этот маршрут опасен и требует особой осторожности. Мы постоянно сталкиваемся с заторами, проблемами с обслуживанием дорог и ограничениями доступа общественного транспорта. В Хороге нам пришлось наблюдать за состоянием детей, прежде чем принять окончательное решение о продолжении пути к перевалу. Но я определенно не хочу возвращаться и снова ехать по этой дороге.

Мы забронировали номер в отеле. Там мы встретили очень культурного хозяина, который, как мне почему-то показалось, говорил с литовским акцентом и выглядел очень по-европейски. У меня есть невежественный вопрос, почему он совсем не похож на таджика, на каком языке они говорят (который тоже не похож на таджикский). Хозяин магазина заявил, что ГБАО является автономным регионом, поскольку памирцы также являются отдельной этнической группой, имеющей мало общего с таджиками. У них на самом деле свой язык, другое происхождение, и все рады нас здесь видеть, мы чувствуем себя как дома, нам не нужно беспокоиться о безопасности, мы можем вести себя совершенно по-европейски, ношение шорт не запрещено, и мы можем парковать там свою машину.
Конечно, я был в восторге от гостеприимства, но он немного преувеличил в вопросе безопасности. Я спросил, где находится ближайший магазин, и владелец любезно предложил показать мне дорогу, так как в городе было тускло, и я мог заблудиться. Конечно, я не хотел отнимать у него время, поэтому предложил ему не ждать, пока я все куплю, прежде чем вернуться, поскольку я уже запомнил маршрут. В 23:00 я шла домой с детьми по темному переулку, когда услышала недовольный голос, говоривший на очень ломаном русском языке. Некоторые местные жители высказывали мне определенную враждебность по отношению к русским людям и к таким атеистам, как я. Я не понимала, чего он хочет, я сжала кулаки, мне было очень страшно, а ведь со мной было двое детей. Я способен справиться с ним, но кто знает, что бы произошло, если бы он был здесь один, среди афганско-таджикского народа. Поэтому я не хотел начинать конфликт, просто потянул детей и сказал: «Пошли». Я не совсем понял, что происходит. Начальник сказал, что тут не может быть никаких этнических проблем, что этот человек не местный, он, скорее всего, афганец (он, конечно, отличался от памитян), может быть, он пьян или под кайфом (хотя, по-моему, это совсем не так).
В отеле мы встретили еще одного гостя, пожилого корейца. Через переводчика он рассказал нам историю о том, как он приехал сюда один, но не смог попасть в Кыргызстан, поскольку для въезда ему требовалось еще одно разрешение от кыргызской стороны. Проблемы все те же, но ускорить процесс можно, воспользовавшись услугами турагента. Оформление этого разрешения занимает 3 дня, поэтому теперь ему приходится ждать.
Конечно, мы не должны были оказаться в подобной ситуации, поэтому мы спешно начали оформлять разрешения на въезд в Кыргызстан. Мы начали мониторить группы в Telegram и нашли в киргизском чате контактные данные людей, выдавших разрешения на въезд. Мы написали в WhatsApp, что разрешение стоит 15 долларов на человека и мы можем заплатить только за взрослых. Разрешение выдается в течение 3 дней, мы заказали его в пятницу и должны были прибыть в Кыргызстан в воскресенье, но нам сказали, что оно точно будет готово в понедельник, но не в воскресенье. Они только что прислали нам скриншот в WhatsApp, показывающий, что заявление было отправлено кому-то, вместе с номером заявления, которого, по их словам, достаточно, чтобы предъявить на границе.
Теперь, не имея другого выбора, нам пришлось продлить свое пребывание в Хороге на следующий день, ожидая разрешения на въезд в Кыргызстан. Конечно, все это было не очень удобно, так как мы не были уверены, сможем ли поехать в Кыргызстан через ГБАО. Нам пришлось везти наших четверых детей (самому младшему было всего 5,5 месяцев, когда мы пересекали гору) через один из самых высоких автомобильных перевалов. Ну, вообще говоря, никогда не знаешь, что может заставить нас передумать на полпути, поэтому мы не хотим получать никаких дополнительных разрешений заранее, просто на тот случай, если они нам не понадобятся.
Утром хозяин куда-то исчезает, а его родственник появляется на том же месте. Оказывается, она сама живет в Москве и прилетит сюда этим летом, чтобы помочь родственникам развлекать гостей. Мы поделились историями путешествий, и она была очень впечатлена и оставила свой номер телефона, предложив встретиться в Москве. Она также сказала нам не беспокоиться о том, что произошло вчера в темном переулке, это было нечто за гранью понимания.
Мы решили выделить дополнительный день на выполнение стандартных задач. Мы купили страховку ОСАГО для Киргизии и нам посоветовали не рисковать, тем более, что она была дешевой, около 1000 рублей. Также заправьтесь обычным бензином, купите продукты, возьмите немного наличных и выспитесь. Как всегда, последнее не удалось. Но мы нашли бензин и купили еды на дорогу, но без денег было немного сложно. Там есть банкоматы, некоторые даже принимают российскую «Милку». Но часто к концу вечера деньги заканчиваются, а к концу рабочего дня оборудование перестает работать.
Поэтому мы начали проводить внезапные проверки всех банкоматов. Интересно, что я помню, как когда я стоял в очереди, меня увидел молодой человек и предложил пропустить меня без очереди, на что я ответил, что это не проблема. «Ну конечно, ты потрясающая!» — воскликнул он, настаивая на своем. Жаль только, что я не могу снять деньги через эту линию. Ну, по крайней мере, я могу сделать это в другом месте.
В отеле я познакомился с братом владельца отеля. Я услышал стандартный набор историй о том, как все были рады нас там видеть и насколько он был искренне дружелюбен. Я хотел помыть машину после поездки по грязной дороге, и он любезно разрешил мне воспользоваться водопроводным краном во дворе. Кстати, вода в этом кране набирается из горного источника, она очень чистая и приятная на вкус. Так что по дороге оттуда я даже пополнил запас питьевой воды.

Нижняя полоса
На следующее утро у нас были наполеоновские планы. Необходимо добраться до Мургаба, который находится на высоте около 3600 метров и является одним из самых высокогорных населенных пунктов в Средней Азии. На самом деле туда ведут два пути: один ведет вверх, а другой — вниз.
Обратите внимание: Сколько мы потратили на наше двухнедельное путешествие в Паттайю. Делюсь бюджетом поездки.
Следующая поездка пролегала мимо того же афганского базара, где мы остановились на еще один день. Поездка туда займет около 3 часов, 100 км по плохой дороге, а затем еще 470 км до Мургаба, что в общей сложности займет около 12 часов, если ехать по нижней дороге. Несмотря на такую логистику, Яндекс.Навигатор настойчиво убеждал нас ехать по верхней дороге в Мургаб, и что, даже если мы хотим остановиться в Базаре, лучше вернуться в Хорог и ехать по верхней дороге. Но нам нижняя полоса все равно кажется более интересной.
Добраться до Мургаба можно двумя способами.
Мы встали и отправились в путь рано утром. По дороге я встретил своего недавнего американского друга, с которым познакомился три дня назад в Дарвозе. Она ехала автостопом на афганский базар, но мы не смогли взять ее с собой, так как в машине не было места.
Как обычно и как мы привыкли, проклиная дорогу, мы первым делом прибыли на афганский рынок. На мосту через реку Пяндж находились таджикские пограничники, которые проверяли паспорта и регистрировали их, и теоретически мы въезжали на территорию Афганистана сразу же, как только пересекали мост. Их ворота находятся немного дальше, и перед входом на рынок нужно пройти тщательный осмотр. Поначалу там было немного страшно, но безопасность оказалась на должном уровне. Чтобы не злить местных жителей, я надел джинсы, а жена — длинное арабское платье и покрыла голову платком. Опасность, как оказалось, кроется в другом. Конечно, этот рынок очень аутентичный, и в наши планы входило купить сувениры и попробовать местные деликатесы. У меня также есть традиция покупать специи на рынках разных стран. И, конечно же, чат.

Из выброшенной ткани мы сшили для моей жены что-то вроде паранджи.
Последнее оказалось не слишком удачным, поскольку афганцы очень устали от того, что происходит в их стране, и от того, что им приходится ежедневно выживать. Они выглядели явно расстроенными и не настроенными на разговор. Когда сделка была уже наполовину завершена, сын внезапно почувствовал себя плохо, у него ослабли ноги, закружилась голова, и он едва не потерял сознание. Высота в 2,5 км, жара, обезвоживание и недостаток сна сказались на нем. В целом, нам не удалось долго наслаждаться местной атмосферой, и мы вернулись к машине, чтобы взять воды и бутербродов для сына. Я все же купила несколько вещей, так что минимальное планирование было выполнено. Двигаемся дальше.

На афганском базаре можно купить все, кроме наркотиков и оружия😁
Штурман по-прежнему настаивал, чтобы мы развернулись и не шли в этом направлении. Но мы решили принять вызов и ездить на полном приводе везде, где захотим.
Мы ехали 4 часа, пока не увидели горную реку на полпути. Под рекой была нужная нам дорога.

Неожиданно тающий айсберг затопил нашу дорогу в Мургаб.
Возле реки, затопившей дорогу, мы встретили путешественника на мотоцикле, который оказался немцем, а его мать — русской. Он проделал путь из Австралии через Юго-Восточную Азию, Индию, Пакистан и Афганистан. Мы также увидели молодую пару, сидевшую в микроавтобусе с французскими номерами. Они также прошли через Афганистан. От них мы узнали, что новое правительство нормально относится к туристам из Европы; женщинам, конечно, сложнее и им лучше не показываться, но они подают пример и показывают, что такие путешествия возможны. В тот момент в моем сердце зародилась новая мечта, но ехать в Юго-Восточную Азию через Афганистан с детьми было небезопасной идеей. Мы подождем, пока они вырастут и позволят нам побыть одним.

Делать было нечего, можно было либо вернуться назад, либо, как они предложили, остаться здесь на ночь, ледники на реке ночью замерзнут, и к утру вся вода размоет дорогу. В палатке было холодно, а искать гостиницу для нашей группы в спешке было рискованно.
Поэтому мы вернулись в Хорог, решив не спорить с пилотом. Но учитывая, что мы прибудем в 23:00, нам также нужно найти место для ночлега. Других вариантов найти жилье не осталось.
Я вспомнил, что у нас есть номер телефона родственника босса, и мы можем попробовать забронировать тот же отель. Но она вела себя очень странно. Конечно, мне хотелось верить, что это была не она и что мы неправильно запомнили номер. Однако человек на другом конце провода сказал нам, что не знает нас и что у них нет рабочего номера. 🤔
Потом я вспомнил, что в отправленном мной сообщении также был указан номер телефона владельца. Я позвонил ему и объяснил нашу ситуацию. Он сказал, что его самого нет в городе, но он позвонит родственникам и постарается нам помочь. Через тридцать минут он перезвонил и сказал, что номер свободен, и мы можем остаться еще на одну ночь, а его родственники за нами приедут. Мы уже знаем путь. Мы должны были провести в этом отеле третью ночь, но, как ни странно, мы встретились с владельцем только один раз, и каждый раз это был другой человек. По дороге меня охватила горная болезнь, и к вечеру я был физически и морально истощен. Итак, наше приключение отложилось еще на день.

На обратном пути, еще в горах, нас догнал таджикский солдат, который дико размахивал руками и просил остановиться: «Извините, я увидел машину с российскими номерами и хотел с нами пообщаться. Я не говорил по-русски уже два года». Мы узнали, что этого парня зовут Гамлет, и он пограничник. Сам он узбек, живущий на границе Таджикистана и Узбекистана, и судьба отправила его служить на Памирское плато. Он говорил по-русски настолько хорошо, что даже останавливал нас, чтобы попрактиковаться. Конечно, мы также были рады пообщаться и услышать уже знакомую фразу: «Мы все рады вас здесь видеть".
Проведя третью ночь в той же гостинице, мы снова двинулись в сторону границы с Кыргызстаном, но на этот раз по дороге. План состоял в том, чтобы отправиться в известное место, и изначально мы хотели немного наверстать упущенное и пересечь границу за день. Но надо сказать, что дорога до ближайшего отеля занимает 13 часов. Для этого вам придется пересечь горную дорогу протяженностью 4,6 км и пройти таможню. Накопленной мощности могло оказаться недостаточно (позже мы узнали, что это определенно не так), поэтому мы решили провести ночь на озере. Каракуль в палатке. Это недалеко от границы, и до нее можно доехать на машине гораздо быстрее.

Но горная болезнь — это не шутка, и столкнуться с ней на перевале, а затем спать в палатке (1,5 часа на сборы и столько же времени на сборы) может быть непросто. Поэтому мы решили придерживаться первоначального плана и провести ночь в городе Мургаб, который находится на высоте 3600 метров над уровнем моря. Протяженность маршрута составляет 310 километров, а предполагаемая продолжительность — 6 часов. Затем поднимитесь на перевал Ак-Байтал (Хушанг) и пересеките границу. Именно так поступают любители альпинизма, чтобы приспособиться к нехватке кислорода, поскольку крутые подъемы могут привести к неприятным последствиям.

Кстати, поговорим о дорогах, точнее, об их отсутствии на Памире. Конечно, я понимаю, что не стоит ожидать, что дорожное покрытие здесь будет таким же, как на трассе Ницца-Монте-Карло, но с таким плохим дорожным покрытием я еще нигде не сталкивался. Дороги там не ремонтировались 100 лет, и мне пришлось столкнуться со всеми видами бездорожья: неровности, внезапные выбоины глубиной в один метр, трамплины, каменистые участки и перепады высот. Существуют различные варианты, такие как «Взлет», «Улет», «Потеряй ногу», «Падение» и «Скольжение». Поэтому все эти тряски крайне неуместны в контексте симптомов горной болезни, описанных ниже.

По дороге мы встретили вчерашних французов, которые остались здесь на ночь, ожидая, когда река спадет и откроется дорога. Оказалось, что они были правы, ледник замерз, и они продолжили свой путь.
На этом все, спасибо за прочтение. В следующий раз я расскажу вам о том, как мы пересекли один из самых высоких в мире перевалов, доступных для передвижения на автомобиле, и как нас один за другим мучила горная болезнь.
Все части этого путешествия собраны по ссылке.
Если вы хотите поделиться нашими впечатлениями от всей поездки и многого другого, рекомендую вам посмотреть наше видео на канале The Granins. Действительно, ничего столь же гениального, как у Путушкина, вы здесь не найдете. Потому что мы снимаем живой контент с рук, чтобы показать настоящие поездки с детьми.
Ютуб
https://www.youtube.com/@graninada
Или РУТУБ:
https://rutube.ru/channel/24864088/
Больше наших путешествий с детьми вы можете увидеть в нашем Instagram:
https://www.instagram.com/grant.chgd?utm_source=qr&igsh=...
https://www.instagram.com/graninada?utm_source=qr&igsh=M...
У нас также есть собственный канал в Telegram, где мы отвечаем на вопросы о путешествиях с детьми. Если у вас есть дети и вы хотите путешествовать, но не знаете, с чего начать — мы с радостью вас проконсультируем.
https://t.me/thegranins
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Путешествие из Турции во Владивосток через Среднюю Азию на авто с 4 детьми. Часть 6 - Авон Бозор и внезапное препятствие на пути.