Бюрократический кошмар школьного похода: как я боролся с комиссиями и СанПиН

Рассказ от лица Дмитрия Спиридонова.
К сожалению, в этой истории больше правды, чем вымысла...

Я — классный руководитель с безупречной репутацией. В июле я пообещал своему 7 «А» отправиться в поход к озеру.
Ребята обрадовались, но когда я поделился этой идеей с директором, его реакция меня насторожила. Он лишь улыбнулся и произнёс:
«Упс…» — и после паузы добавил: — Ладно, ладно…
Спустя время я понял, что скрывалось за этим загадочным «упс». Опытные коллеги посоветовали начинать подготовку уже сейчас — на дворе был Новый год, а до июля оставалось всего полгода.

Январь: погружение в нормативную базу

Весь январь я изучал СанПиНы, методические рекомендации и законодательные акты, касающиеся организации детского отдыха. Формировал пакет документов для муниципалитета, МЧС, ЕДДС и отдела туризма. Продумал маршрут, изучил прогноз погоды на июль, разработал схемы построения отряда в пути, на отдыхе, приёме пищи и сборах, подготовил планы эвакуации, списки ответственных, перечень необходимого снаряжения и ещё около сотни других бумаг. Но внутреннее чувство подсказывало, что я что-то упускаю.

Февраль: сбор согласий

В феврале я собрал письменные разрешения от родителей и законных представителей учеников, которые не возражали против того, чтобы их дети отправились в этот, как оказалось, «долгий и опасный» поход к озеру. Мне никто не мог внятно объяснить, зачем это нужно, ведь озеро видно прямо из окон школы, и ребята бегают туда постоянно.
Каждый раз, встречая меня в коридоре, директор качал головой и говорил:
- Упс! - А затем, будто спохватившись: - Ладно, ладно…

Март-май: прививки и снаряжение

Март ушёл на вакцинацию класса от столбняка, энцефалита, малярии, болотной лихорадки, желтухи, а также от ряда заболеваний, о которых я раньше и не слышал. В апреле и мае я комплектовал походное снаряжение, публиковал списки для общего доступа и отправлял их по инстанциям на проверку и утверждение. Я детально расписал цели и задачи похода: единение с природой, развитие командного духа, изучение родного края…
Эти цели нужно было утвердить всем классом. Раньше я и не думал, что обычная школьная вылазка может преследовать столько глобальных задач. Но чувство, что я что-то упустил, не покидало.
Директор разрешил взять минимальный набор вещей и документов. Но сразу предупредил: в случае чрезвычайной ситуации у меня должно быть всё, чтобы ни одна проверяющая инстанция не могла ко мне придраться!
Я собрал на каждого ребёнка обязательный минимум: огнетушитель, две аптечки, спасательный жилет, спальник, 20 литров питьевой воды, трёхдневный запас сухпайка, тент и непромокаемые вещи. Плюс средства от клещей, комаров, пауков, моли и тараканов, солнцезащитные и противовоспалительные препараты.
Витька, один из учеников, удивлённо спросил, не взял ли я ещё лекарств от венерических болезней? Я едва сдержался, чтобы не дать ему подзатыльник, но вовремя одумался. А вдруг действительно возникнет нештатная ситуация, связанная с ЗППП? Лучше перестраховаться.
Для перевозки всего этого добра пришлось заказывать грузовик, поскольку школьникам официально запрещено поднимать что-либо тяжелее смартфона. В июне я заказал молебен в церкви, расчистил тропу к озеру, отчитался перед администрацией о готовности, собрал последние подписи и печати. Но ощущение забытого важного пункта всё не отпускало.
- Упс! - снова сказал директор. - Ладно, ладно…

Июль: выдвижение и первые ЧП

Июль. После трёх подробнейших инструктажей мы тронулись в путь. Настроение у 7 «А» было приподнятым, но немного нервным. Директор наблюдал за нами с вертолёта, родительский комитет — с дрона, министерство — со спутника, а школьный дворник — с крыши.
Впереди отряда ехал грузовик с багажом и двумя тоннами документации: личные дела учеников, медицинские карты, согласования и планы действий на случай пожара, наводнения, ядерной войны, роста цен, выборов в Госдуму и прочих катаклизмов. И да, у меня всё ещё было чувство, что я что-то упустил.

ЧП первое: ромашка

Витька сорвал на обочине ромашку и подарил её Маше. Из кустов немедленно вышла комиссия. Пришлось писать объяснительную, что у Маши нет аллергии на пыльцу, ромашка не является краснокнижным растением, а действия Витьки не нанесли ущерба экосистеме.

ЧП второе: прыжок в ручей

Петька спрыгнул с мостика в ручей. Глубина там была по щиколотку. Из кустов снова появилась комиссия.

Обратите внимание: «Здоровая экономика, необходимые ресурсы и божья помощь» из пасхального поздравления Президента с усталыми глазами.

Согласовав с городской администрацией, я составляю отчёт, почему разрешил ребёнку купаться в одежде в месте, не оборудованном буйками, спасателями и соответствующими знаками.
Мы стали сушить Петьку, и тут случилось

ЧП третье: костёр

Я развёл костёр, но из кустов вновь вышла комиссия. Пишу объяснительную, почему развёл огонь на необорудованной площадке и почему дети находились ближе пяти метров от открытого пламени? Петьке выдали запасные носки, а костёр пришлось затушить.

ЧП четвёртое: жук на рукаве

Лена заметила на рукаве жука. Комиссия, как по мановению волшебной палочки, материализовалась из кустов. Я писал отчёт, что у Лены есть все прививки, а жук оказался обычной божьей коровкой. Всё равно пришлось отправить это насекомое на экспертизу, иначе Роспотребнадзор меня бы живьём съел. Я начал чувствовать усталость.
7 «А» молчаливо мне сочувствовал. Ребята предложили вырубить все кусты вокруг озера, чтобы комиссии негде было прятаться, но топор мы с собой не взяли — постановление горсовета запрещало иметь при детях колюще-режущие предметы.

ЧП пятое: щебетание птицы

На ветке щебетала птица. Комитет привычно выполз из кустов. Пишу отчёт, что щебетание птицы согласовано с Министерством образования, не содержит экстремистских призывов и не угрожает духовно-нравственному развитию несовершеннолетних.

Озеро: кульминация бюрократии

Преодолев множество комиссий и написав около тысячи объяснительных, мы наконец добрались до озера. Красота неописуемая! По требованию муниципалитета и Роспотребнадзора я целый месяц готовил этот пляж. Траву скосили, песок просеяли, деревья выкорчевали, в воде дежурили водолазы, под землёй — шахтёры, а в воздухе — сотрудники ОМОНа.
Казалось бы, я предусмотрел всё, но ощущение упущенной детали не исчезло. Зону для купания ограждали три ряда колючей проволоки. Местным жителям вход был воспрещён. Чтобы попасть к воде, нужно было пройти через КПП с металлодетекторами.
Проведя очередной инструктаж, я отвёл детей в раздевалку, которую построил на свои средства, и разрешил им войти в воду.

ЧП шестое и главное: совместное купание

Из кустов вышла комиссия с вопросом: почему мальчики и девочки купаются в одном озере? Не нарушает ли это их половую неприкосновенность и духовно-нравственное развитие?
Тут меня осенило — вот оно, то самое главное, что я упустил! Я спросил, разрешат ли мне выкопать рядом второе озеро для девочек? В комитете ответили, что это именно то, что они и предлагают. Скорее всего, также придётся рыть и третье озеро — на случай, если в моём 7 «А» окажется транс-человек.
Бедный ученик Витька закричал, что он не транс, и, схватив лопату, прогнал комиссию, прежде чем предложить гениальное решение. Весь 7 «А» сел и официально оформил коллективный отказ от участия в походе.
Витька — гений! Собираю заявления и ликую: теперь дети вне моей юрисдикции и могут делать что хотят! Мы все вместе, включая комиссию, высунули языки и пошли купаться свободно — без отчётов, без контроля, в одном общем озере. Директор спустился с небес на вертолёте и произнёс:
- Упс, ой.
«Хорошо, хорошо», — ответил я ему.

Рассказ о походе «Официальная бюрократия, текст Longpost 2

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Ужасы школьного похода.