Сегодня трамвай в Санкт-Петербурге — такая же неотъемлемая часть городского пейзажа, как разводные мосты или белые ночи. Но его история в нашем городе — это настоящая сага о преодолении, полная хитроумных уловок и упорства. Путь к первым рельсам оказался долгим и извилистым.
Эпоха конки и кабальный договор
Мало кто сейчас помнит, что до появления электрического трамвая улицы города обслуживала конно-железная дорога, или попросту конка. Лошади тянули по рельсам вагоны, часто двухэтажные, где верхний ярус, открытый всем ветрам, назывался «империал». Владельцы этого бизнеса были людьми дальновидными и неглупыми. Они прекрасно понимали, что век лошадиной силы на фоне бурного развития электротехники подходит к концу. Чтобы защитить свою монополию, они заключили с городскими властями хитроумный договор, который на долгие годы запрещал вводить в Петербурге *любые* новые виды наземного общественного транспорта.
Гениальный ход: трамвай по льду Невы
Но где запрет, там всегда найдется лазейка. Нашлись предприимчивые умы, которые обратили внимание на формулировку «по земле». Их осенило: а что, если пустить трамвай не по земле, а по льду? Так родилась уникальная для России зимняя переправа — электрический трамвай, курсировавший по замерзшей Неве. Эта ледовая линия, работавшая с конца XIX века вплоть до 1910 года, стала ярким примером русского «найти обходной путь».
Успех и народная любовь к ледовому трамваю были оглушительными. Это дало городским властям мощный козырь в затянувшейся тяжбе с владельцами конки. Муниципалитет настаивал на отмене кабального договора, чтобы дать городу современный, электрический наземный транспорт. Борьба была небыстрой, но в итоге здравый смысл и прогресс победили.
Рождение легенды: первый маршрут
29 сентября 1907 года навсегда вошло в историю города как день рождения петербургского трамвая. В этот день состоялись торжественные мероприятия по случаю запуска первой постоянной линии.
Первый вагон отправился в свой исторический рейс по маршруту, который сегодня звучит как путешествие во времени: от Адмиралтейства через Конногвардейский бульвар и Благовещенский мост (ныне мост Лейтенанта Шмидта) до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. Это был старт новой транспортной эры.
Символ стойкости: трамвай в блокадном Ленинграде
Судьба трамвая в нашем городе сложилась так, что он стал больше, чем просто транспортом. В страшные дни блокады Ленинграда он превратился в символ несгибаемой воли к жизни. Неимоверными, героическими усилиями рабочих и инженеров весной 1942 года в осажденном, обескровленном городе были запущены целых пять трамвайных маршрутов. Для измученных ленинградцев звон трамвайного вагона стал вестником надежды и веры в победу, а для врага — ошеломляющим знаком того, что город жив и борется. Именно поэтому трамвай по праву считается одним из главных и самых душевных символов Петербурга-Ленинграда, прошедшего через лед, войну и время.
