
Мне всегда было интересно проследить историю зданий, и этот дом — не исключение. Его история уходит корнями в 1756 год, когда на плане впервые появилась усадьба поручика Н. А. Шепотьева. Интересно, что тогда она занимала территорию двух современных владений — под номерами 24 и 26. К 1773 году хозяином числился уже капитан гвардейской кавалерии И. Г. Наумов. Судьба имения сделала поворот в 1797 году, когда его разделили на две части: та, что сейчас известна как дом 24, отошла князю А. П. Оболенскому, а в 1809 году её приобрёл граф П.И.

Рождение дома в стиле модерн
Современный облик дому подарили Б. М. Нилус и архитектор А. Ф. Мейснер, построившие в начале XX века четырёхэтажное здание в модном тогда стиле модерн.
Обратите внимание: это изящный доходный дом А.В. Дехтеринского.
Его композиция трёхчастна. Два боковых эркера сразу привлекают взгляд: их украшают изящные балкончики с цветочной лепниной и овальные окна на самом верху. Три центральных окна разнесены, а сама центральная часть отделена от боковых выступов ещё двумя эркерами, создавая сложную игру объёмов.
Богатство декора и смена стилей
Центральную часть венчал изогнутый мезонин с рельефными сюжетными панелями, а боковые фасады завершались выразительными, глубоко изогнутыми навесами. К сожалению, сегодня эти элементы утрачены. Богатая пластика фасада по-прежнему впечатляет: сложный «ломаный» карниз на изящных кронштейнах, объединяющая горизонтальная тяга на четвёртом этаже, множество деталей. Здесь можно разглядеть и современное панно «колокольчик», и любимые модерном женские маски над окнами, и пластичные, «струящиеся» формы балконов. Стены, покрытые плиткой и выпуклым стеклом, создавали мерцающую поверхность, а оконные переплёты поражали разнообразием узоров. При этом общая симметрия и гирлянды уже предвещали приход нового стиля — неоклассицизма, который вскоре сменил вычурный модерн.

Балконы и народное прозвище
На втором этаже во всю ширину фасада когда-то располагался большой балкон, перестроенный в конце XX века. Именно он прославил дом на всю Москву, но не своими размерами, а необычными голубятнями причудливой формы. За это здание получило народное прозвище «Дом голубей». Чуть выше, в середине третьего этажа, находится ещё один элегантный балкон, немного меньшего размера.

Новые владельцы и утраты
В 1910-е годы дом перешёл к предпринимателю И. М. Юрасову, чей собственный неоклассический деревянный особняк до сих пор стоит на Ленинградском проспекте в доме 5. Уже к середине 1920-х годов здание потеряло часть своего первоначального убранства. Его внешний вид упростился, став скорее гибридом неоклассицизма с элементами модерна, чем чистым образцом последнего. Просторные квартиры превратились в коммунальные, а на первом этаже, как это часто бывало, всегда размещались магазины.

В разное время здесь селились историки и искусствоведы. После революции 1917 года, как и многие другие частные владения, здание было национализировано.

Возрождение легенды
В 2000-2010-х годах за домом вновь закрепилось прозвище «Голубиный дом». Причиной стала установка на том самом балконе второго этажа голубятни оригинальной конструкции, которая напомнила москвичам старую городскую легенду.
Источник: Архитектура Москвы
АрхитектураАрхитектураГородИсторияМоскваВКонтакте(ссылка)Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Доходный дом С. П. Пенкиной.
