Варзуга: древняя поморская деревня на Кольском полуострове

Хочу поделиться историей одного удивительного места, которое я открыл для себя. К сожалению для любителей коротких текстов, пост получится довольно длинным, но я постарался сделать его интересным и снабдил подписями к фотографиям. Речь пойдет о древней поморской деревне, расположенной на берегу одноименной реки.

Перед вами река Варзуга, протяженность которой составляет 254 километра. Именно она дала имя поселению.

Истоки и древняя история

Варзугу по праву считают древнейшим поселением на Кольской земле. Именно отсюда поморы начали осваивать Терский берег, сначала обосновавшись в устье реки, а затем продвигаясь дальше. Первое упоминание о селе встречается в Софийской летописи за 1419 год, где описывается его разорение «маврами» — скандинавскими воинами, прибывшими на «бусах и шняках». Уже тот факт, что для нападения был собран отряд в 500 человек, говорит о том, что Варзуга в те времена была известным и зажиточным поселением, ради захвата которого стоило снаряжать значительные силы.
Точная дата появления здесь первых русских поморов неизвестна, однако самые ранние документальные свидетельства относятся к 1466 году. Согласно сохранившимся грамотам, некий варзужанин Тимофей Ермолинич перенес свое хозяйство в эти места. Земли вдоль реки и ее берегов, включая промысловые угодья и леса, были вскоре переданы Соловецкому монастырю. Четырьмя годами позже новгородская боярыня Марфа Борецкая также составила акт о передаче своих прибрежных владений, промыслов, земель и водных угодий. В первые годы существования села ключевую роль в его жизни играл именно Соловецкий монастырь: монахи основали здесь подворье, организовали лов лосося и возвели первый храм во имя святителя Николая, покровителя мореходов. В марте 1491 года игумен монастыря Исайя получил от новгородского владыки Геннадия грамоту, освобождавшую духовенство от всех повинностей и архиепископской «десятины».

Церковь Святого Николая, построенная на левом берегу реки, стала первым православным храмом на всем Кольском полуострове.

Деревянный купол Никольской церкви сегодня находится на реставрации.

Вот такой вид открывается на реку Варзугу, Никольскую сторону и остров Тонкий.

Никольская сторона села.

Фотография нынешнего состояния Никольской церкви из открытых источников. Судя по архитектуре, вероятно, постройка XVIII века.

Жизнь под властью Москвы и уникальная система землепользования

После падения независимости Новгорода в 1478 году Терские земли отошли к Москве. Варзуга получила статус «волости» — самостоятельной административной единицы, управлявшейся воеводой Великого князя Двинского из Холмогор.
Подробное описание волости содержится в писцовой книге 1563 года. На тот момент в Варзуге насчитывалось 124 двора и 167 тяглых хозяйств. По меркам русского Севера это было крупное и густонаселенное село. Все промысловые и сельскохозяйственные земли находились в совместном владении членов сельской общины, частично принадлежали монастырям и двинским арендаторам.
Здесь сложилась уникальная система землепользования. Все угодья были разделены на условные паи, называемые «луками» — их общее число сначала равнялось 624, а позже выросло до 866. Опираясь на многовековой опыт, крестьяне знали примерную доходность каждого участка и распределяли их в соответствии с количеством луков, которыми владела каждая семья. Ежегодно на сходе главы хозяйств получали право по очереди пользоваться рыбными тонями и сенокосными угодьями. Владелец лука имел право на свою долю от общинных доходов, получаемых от сдачи земель в аренду и продажи коллективного улова.
Одновременно с этим жители платили государственные налоги, также исчислявшиеся по количеству луков. Согласно данным 1563 года, варзужане вносили: 1) поземельную подать — 6 копеек с лука; 2) дворовую ренту — 10 копеек; 3) «десятину» от товарной продукции, установленную в 140 рублей в год; 4) торговую пошлину («тамгу») — 105 рублей в год. Это были весьма значительные суммы для того времени, что говорит о процветании поморских сел, развитии ремесел и торговли.

Архитектура и быт поморов

Расположенная на берегу полноводной реки, в 22 километрах от моря, Варзуга была идеальным местом для рыбного промысла, а пороги выше по течению служили естественной защитой от вражеских кораблей. Левый берег реки назывался Никольской, а позже Петропавловской стороной, правый — Пречистенской (или Успенской) по названию церкви.

Петропавловская церковь. Фотография из открытых источников, 1864 год.

Архитектура дворов варзужан полностью соответствовала их рыболовецкому укладу. Из-за нехватки сенокосов скота держали мало. Суровый климат с долгими зимами, метелями и морозами требовал основательного утепления жилищ. Дома строили крепко, уделяя меньше внимания эстетике и больше — практичности. Во дворе зажиточного помора обычно стоял «терем» — изба с русской печью, а рядом — неотапливаемые летние помещения (горницы, светлицы). Рядом с основным жильем располагалась «клеть» — помещение для хозяйственных работ (плетения сетей, изготовления снастей и тары), служившее также кладовой; сени — коридор под одной крышей с избой; и подклет — нижний ярус дома для хранения припасов и снастей. Также во дворе были сенник, хлев для скота, амбары у реки для хранения промыслового инвентаря, соли и сетей, и отдельно стоящая баня.
Точный облик домов XVI века неизвестен, но вот пример поморской усадьбы XIX столетия.

Поморская изба XIX века. Музей «Малые Корелы», Мезенский сектор.

Трагические страницы: «Басаргина правеж»

Иван Грозный, борясь с политическими противниками, включил Двинские земли в свой личный удел — «опричнину», а Терский берег остался в ведении Боярской думы, в составе «земщины».
Богатая двинская семья промышленников Бачулиных, пользуясь царским покровительством, предъявила варзужанам иск о взыскании якобы накопившегося долга в 450 рублей. Жители села отказались платить по надуманным обвинениям. Тогда Бачулины пожаловались самому царю. Разгневанный Иван Грозный в 1568 году отправил в Варзугу карательный отряд под командованием Басарги Леонтьева.
Опричники и их двинские пособники учинили в селе страшную расправу. Они отобрали у людей все ценное, разрушили дома, погрузили награбленное на суда и вывезли на Двину для продажи. Жители бежали кто куда — в Мурманский и Печенгский монастыри, в Карелию. Вслед за Варзугой каратели разорили села Умба, Пялица, Кандалакша и Кемь.
В народной памяти эта трагедия сохранилась как «Басаргина правеж» (правеж — взыскание долгов или податей с помощью пыток). Имя Басарги еще долго использовали, чтобы пугать непослушных детей.
Официальных документов об этом событии не сохранилось, но его последствия видны в описи 1575 года. Через семь лет после разгрома в Варзуге числилось 79 пустых дворов и 33 заросших места, где раньше стояли дома; 11 лососевых тонь не использовались. С учетом немногочисленных новоселов в селе оставалось всего 138 дворов.

Духовный центр: храмы Варзуги

Вслед за Никольской церковью на левом берегу реки появилась церковь во имя апостолов Петра и Павла, а на правом — храм Успения Пресвятой Богородицы. В описи 1563 года упоминаются также две церкви на правом берегу: одна патриаршая, посвященная святителю Афанасию Великому, другая — соловецкая, во имя Зосимы и Савватия. Однако богослужения велись в трех основных храмах.
Церкви играли огромную роль в жизни общины. Они были не только местом молитвы, но и центром общественной жизни. Здесь зачитывали царские указы и важные известия, обсуждали мирские дела, крестили детей, венчали и отпевали. Когда храм ветшал или сгорал, на его месте строили новый, стараясь сделать его еще прекраснее.

Жемчужина зодчества: Успенская церковь

Особого внимания заслуживает Успенская церковь — выдающийся памятник деревянного зодчества, освященный в августе 1674 года. Ее высота — 34 метра, ширина — около 14.5 метров. Однокупольный шатровый храм издалека кажется удивительно стройным, напоминая свечу, возжженную перед Богом. Все пропорции здания невероятно гармоничны. Особую красоту ему придают так называемые «бочки» — полукруглые завершения крыш, ряд бочечных главок-«жемчужин» и полицы, прикрывающие основание шатра. В оформлении нет ни одной лишней детали. Изящны резные столбы крыльца, узорчатый гребень кровли придела, воротник шатра.
Строители позаботились о долговечности: церковь срублена из прочной сосны, нижние венцы для защиты от гниения выбирали особо смолистыми и прокладывали берестой. Крутые скаты крыши обеспечивали быстрый сток воды. Для дополнительной защиты сруб был обшит тесом, который можно было заменить. Отсутствие печи снижало риск пожара, а крестообразные связи повышали устойчивость конструкции.
Мастер Климент, строитель Успенской церкви, обладал глубокими знаниями поморских архитектурных традиций. Его творение, немного видоизменившись, сохранилось до наших дней и стало главной достопримечательностью старинного села.

Успенская церковь.

Внутреннее убранство Успенской церкви.

Афанасьевская церковь, 1854 год.

Колокольня, отреставрированная в 2001 году.

От монастырских крестьян к государственным

С 1614 по 1619 год Варзужская волость была разделена между Соловецким монастырем, Новоспасским монастырем и Патриаршим двором. Чтобы пользоваться землями, крестьяне платили владельцам оброчную подать.
В середине XVII века многие варзужане покинули село и переселились ближе к морским промыслам, основав деревни Кузомень, Тетрино, Чаванга. Северная война (1700-1721 гг.) тяжело отразилась на положении народа: огромные налоги и государственные повинности разоряли крестьян.
В 1764 году Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, превратив монастырских и синодальных крестьян в государственных, а всю землю передав в общинную собственность. Поморы получили свободу предпринимательства и торговли. Правительство также отменило многие повинности и платежи за рыбную ловлю, что значительно облегчило жизнь местного населения.
После длительного упадка промыслы в Поморье стали быстро развиваться. Наиболее предприимчивые жители строили промысловые суда, увеличивали добычу рыбы и морского зверя, расширяли торговлю. Многие варзужане разбогатели или существенно улучшили свое материальное положение.

Варзуга в конце XVIII века: подробное описание

В 1784 году архангельский губернатор Тимофей Иванович Тутолмин решил составить детальное описание вверенной ему губернии. Сведения собирались по анкете из 53 вопросов, а чиновники опрашивали жителей на сходах.
Согласно этому описанию, деревня Варзуга находилась в 453 верстах от центра Кольского уезда. Селение тянулось вдоль реки на полторы версты, а ширина береговой полосы составляла 50 саженей. В волость входило 7 сел: Оленица, Кашкаранцы, Кузомень, Чаванга, Тетрино, Чапома и Пялица. Всего насчитывалось 185 дворов с населением 1106 человек (526 мужчин и 580 женщин). В 37 дворах проживало 52 грамотных человека. Насчитывалось 13 мореходных судов общей грузоподъемностью 10785 пудов. Из скота держали 264 коровы, 30 быков и 739 овец. Вместо лошадей использовали оленей — 503 головы. Ежегодно заготавливали 5943 копны сена. Морским рыбным промыслом занимались 153 хозяйства, из них 145 ловили семгу и 47 — сельдь.
В волости было 106 семужьих тонь и 12 озер, где ловили для собственного потребления «белую рыбу» — сига, щуку, окуня, налима, плотву, хариуса.
Рыбу в основном продавали скупщикам прямо на промыслах, а 19 человек вели торговлю, доставляя в Архангельск до 1000 пудов семги и до 100 бочек сельди.
Освободившись от власти вотчинников, варзужане приобрели чувство самостоятельности и привыкли решать свои дела на сельских сходах. «Мы проживем и без начальства», — с гордостью заявляли поморы. Приезжие чиновники и путешественники отмечали независимый нрав и нельстивое отношение терчан к властям. Житель Петербурга А. Г. Слезкинский писал после посещения волости: «Люди здесь вольнодумные, разговорчивые, имеют чисто местный и самобытный взгляд на все окружающее... Поморы здоровые, свежие и веселые на вид». Одевались жители по-городскому: мужчины носили суконные кафтаны и сапоги, женщины — сарафаны из яркой шерсти и ситца, а также сапожки. В домах появились самовары и чайные сервизы.

Новейшая история: школа, фольклор и характер поморов

В 1884 году в Варзуге открылась миссионерская школа, а печатные книги стали шире распространяться среди населения. Однако цивилизация еще не вытеснила местную самобытность. Сказители знали десятки былин, старинных песен и преданий. Собиратель фольклора А. В. Марков в 1901 году отмечал такие черты характера терчан: «Они не любят рискованных предприятий, например, не ездят на Мурманский берег и отдаленные промыслы для зверобойного промысла, а ловят рыбу только у берегов Терски, с Норвегией не торгуют... Славятся терпением, внимательностью и мягкостью в обращении в семье и с людьми». Как и писатель С. В. Максимов, Марков считал терских поморов людьми добрыми, приветливыми, доверчивыми, честными, гостеприимными и отзывчивыми.

Слева направо: Успенская церковь, Колокольня, Афанасьевская церковь, Церковь Сергия Радонежского, Дом священника и Дом паломника.

Поклонный крест.

Памятник Александру Невскому, покорителю Биармии.

Часовня великомученика Уара

Рядом с Успенской церковью у кладбища стоит небольшая, но значимая часовня. Она освящена в честь великомученика Уара, что является редкостью для русских сел. К этому святому обращались с молитвой о некрещеных родственниках, умерших младенцах и тех, кто покончил с собой, — то есть о тех, за кого не положено молиться в обычных храмах. По всей России насчитывается всего около 25 храмов и часовен в честь Уара. Как рассказывают местные жители, сюда часто приходят просить утешения для душ самоубийц.
Интересно, что в крещении именем Уар были наречены первый сын Ивана Грозного, младенец Дмитрий, утонувший в Шексне в 1553 году, и последний сын царя — царевич Дмитрий Угличский от Марии Нагой.

Часовня Уара, 2005 год.

Икона Уара над входом в часовню.

Советский период и современность

После революции 1917 года на Мурмане установилась советская власть. В марте 1920 года село Варзуга стало центром волисполкома. 1 мая 1930 года на сходе жители решили объединиться в колхоз, назвав его «Восход коммунизма». Первым председателем избрали Павла Александровича Кривоногова.
В колхозе, помимо рыболовства, стали развивать сельское хозяйство: в теплицах выращивали картофель, капусту и овощи. Для развития молочного животноводства закупали коров, а позже и свиней. Однако рыбный промысел оставался основной отраслью.
Сегодня колхоз имеет статус рыболовецкого и занимается добычей, переработкой и реализацией сельскохозяйственной и рыбной продукции. Он входит в Мурманский областной союз рыболовецких колхозов. В Мурманском судовом реестре зарегистрированы пять рыболовных судов колхоза: «Жемчужина», «Аметист», «Катрин», «Таврида», «Умба» и три транспортных судна. Здесь работают около 300 человек.
Колхоз «Восход коммунизма» сегодня, помимо промышленного рыболовства, организует любительскую рыбалку на реках Умба и Варзуга, а также является градообразующим предприятием (местным аналогом «Газпрома»). В Варзуге и Умбе есть несколько магазинов колхоза, пекарня, молочная ферма, гостиница, пункты выдачи лицензий и офис. Колхоз обеспечивает работой большинство жителей села, которые в зависимости от сезона трудятся гидами для рыболовов-туристов, заготавливают дрова, занимаются строительством, собственной охотой и рыбалкой.

Рядом с Варзугой на отдаленных озерах появилось 14 рыболовно-туристических баз, куда приезжало множество иностранцев, в том числе и Эрик Клэптон. Теперь активно едут и отечественные туристы. В конце 2000-х колхоз расширил сферу любительского рыболовства, взяв в аренду 12 озер на всем Терском берегу. Путевки на рыбалку пользуются наибольшим спросом у жителей Мурманской области, особенно популярна подледная ловля зимой.

Улица в Варзуге. Вид с высоты птичьего полета. Фото из открытых источников.

Администрация села Варзуга. Местный «Белый дом».

Памятник воинам-варзужанам.

Современный быт: переправы и плавающие коровы

В Варзуге до сих пор нет моста, поэтому люди переправляются с одного берега на другой на конной телеге.

Стоимость переправы — 10 рублей.

А коров перегоняют из одного конца села в другой вплавь.

Коровы вплавь. Фото из открытых источников.

Варзуга по-прежнему остается духовным и историческим центром Терского берега. Это место с удивительной аурой, куда стоит приехать, чтобы прикоснуться к живой истории русского Поморья.

При подготовке этого историко-краеведческого поста использовалась общедоступная литература. Большинство фотографий защищены авторским правом.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Варзуга.