
Вдали, окутанная дымкой от комбината «Норильский никель», высится террикон — одна из первых гор отходов горнодобывающей промышленности. Эта искусственная гора давно стала неофициальным символом Норильска, его суровой визитной карточкой.
И вот я здесь, в Норильске. Городе, стоящем на вечной мерзлоте, под часто черным от полярной ночи или промышленных выбросов небом. Это богатейший регион России, где материковую часть страны называют «Большой землей», а местные законы жизни порой кажутся отдельными от общефедеральных.
Первое знакомство с ветром
Мое первое впечатление было мгновенным и физически ощутимым. Как только я прилетел и, по привычке, вышел из здания аэропорта покурить после долгого перелета, меня чуть не сбило с ног. Тут-то я и понял, почему в таком, казалось бы, небольшом аэропорту самолеты подводят к терминалу по телетрапам — эти «рукава» спасают и пассажиров, и экипаж. При местном ветре открывать обычный люк — это риск выбросить на взлетное поле и бортпроводника, и первых вышедших пассажиров.

А это, между прочим, просто легкая метель ;)
Как пилоты умудряются сажать самолеты при устойчивом ветре в 20 метров в секунду и порывах до 30 — для меня загадка. Видимо, авиакомпания S7 нанимает не пилотов, а настоящих асов-экстремалов.
Дорога в город
Добраться из аэропорта можно двумя способами: на такси или автобусе. Но это в теории. На практике автобусы ходят по очень хитрому, зависимому от погоды расписанию. А такси может попросту не быть. Если метель перекроет единственную дорогу, вам придется коротать время в аэропорту, пока стихия не утихнет. Кстати, в таких форс-мажорах персонал аэропорта может бесплатно предложить застрявшим пассажирам чай, кофе и какую-нибудь выпечку. Если захочется чего-то посерьезнее, цены в кафе вполне адекватные.
Отдельного внимания заслуживает бюрократическая часть прибытия. После стандартного питания на борту каждый пассажир получает анкету — подробнейший опросник. Нужно указать не только базовые данные вроде ФИО, но и ответить на кучу вопросов: откуда родом, где и кем работал, служил ли и где. Оказывается, это нужно для ускорения паспортного контроля в зоне прилета (да-да, здесь он есть, как на международных рейсах!). Если анкету не заполнить, вас отведут в отдельную комнату и будут заполнять ее с вами, что долго и утомительно.

Местную архитектуру, кстати, иногда сравнивают с питерской.
Но самое настоящее приключение начинается на пути из аэропорта в сам Норильск. Во-первых, ехать далеко — около ста километров. Во-вторых, сама дорога — это аттракцион. Знаков почти нет (их заменяют воткнутые в сугробы вешки снегоуборщиков). Из-за лютых морозов гололеда тут не бывает, и асфальт часто остается сухим, позволяя разгоняться до сотни и больше. Но даже на такой скорости вас запросто могут обогнать местные автобусы. Так что понять, что здесь ездит быстрее, невозможно.
Жизнь в эпицентре стихии
По приезде меня тепло встретил агент по аренде и заселил в уютную однушку в центре Норильска. Собственно, эти строки я пишу под непрекращающийся вой ветра за окном. Сейчас его скорость — те самые 20-40 метров в секунду, о которых предупреждает МЧС. Такая погода продержится до завтрашнего вечера. А это значит, что коммунальщики снова будут чинить сорванные кровли, электрики — восстанавливать оборванные линии, а дворники — бесконечно убирать снег, заметающий дворы и опрокидывающий мусорные баки.
Продолжение моего северного дневника будет, если тема вызовет интерес. Мой контракт здесь действует до конца лета, и я уверен, что самые яркие впечатления и истории еще впереди ;)
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Город, где жить (не)возможно.
