Советские мозаики Нижнего Новгорода: путешествие в эпоху монументального искусства

Я продолжаю своё путешествие по российским городам, изучая их через призму монументального искусства советской эпохи. На этот раз моей целью стал Нижний Новгород. Этот город оказался одним из пионеров в борьбе с унылостью типовой застройки, взяв на вооружение лозунг «Мозаичные панели вместо избыточной архитектуры».

Мозаичное наследие Горького (так город назывался в советское время) неразрывно связано с именами Валентина Любимова и Кима Шихова, которые посвятили значительную часть своей творческой жизни украшению городского пространства. В этом материале я познакомлю вас с их работами, а также с творчеством других известных советских художников. Вы наглядно увидите, в какой среде творили мастера и с кем, например, приходилось конкурировать главному архитектору соседнего Дзержинска Евгению Синявскому.

Хотя главной архитектурной жемчужиной, безусловно, являются мозаичные панно на жилых домах, своё знакомство с советским наследием города я хотел бы начать с общественных зданий. И здесь есть на что посмотреть!

Революционное Сормово

Самые известные мозаичные панно Нижнего Новгорода встречают гостей города практически сразу по прибытии — если, конечно, вы путешествуете поездом и выходите на Московском вокзале. Любопытно, что эти мозаики могли быть утрачены во время капитального ремонта вокзала в 2017 году, но, к счастью, их решили сохранить. К сожалению, такая практика — редкость. В моём родном городе, например, мозаики, украшавшие вокзал, были безвозвратно утеряны во время реконструкции в середине 2000-х.

Автор: команда В. Любимова, 1964 г
Адрес: Площадь Революции, 2А (Московский вокзал)
Год: 1972-1973 гг

Два монументальных панно с потрясающей детализацией украшают зал ожидания вокзала. Их сюжеты посвящены революционной тематике. В произведениях зеркально отражается центральный образ: на одном панно — обобщённый лик русской женщины, на другом — профили вождей мировой революции.

Интересно, что изначально в зале Московского вокзала на одной стене были изображены реки Волга и Стрелка, а на другой — фигуры рабочих и колхозников. Однако сверху поступил приказ разработать революционный сюжет, прежнюю мозаику демонтировали и начали работу над новой.

Неутверждённый вариант мозаики в вестибюле Московского вокзала, 1964-1965 гг

Художественные промыслы

Яркий фриз, нарисованный на фасаде здания, словно смелый мазок художника, полностью преображает строгий облик типовой постройки в духе советского модернизма, превращая её в одну из городских достопримечательностей. Орнаменты хохломской росписи и завитки пера жар-птицы — так Ким Шихов видел и интерпретировал русское народное искусство и ремёсла. Сам автор считал эту мозаику одной из трёх лучших своих работ.

Автор: Ким Шихов
Адрес: улица Большая Покровская, 43
Год: 1972-1973 гг

Мозаичный диптих на фасаде промышленно-технологического техникума

В 1970-е годы СССР начал пересматривать своё отношение к истории и постепенно перестал отказываться от «дореволюционного прошлого». Эти изменения нашли отражение и в монументальном искусстве. В работах художников, строивших будущее коммунизма, стали появляться персонажи древнерусской истории и фольклора.

Автор: Бригада В. Любимова,
Адрес: улица Нахимова, 10а
Год: 1972

В диптихе, созданном по заказу Революционного моторного завода, мы видим слева былинного богатыря и волжскую баржу, а справа — советского инженера с чертежами и двигателем. Таким образом, художники стремились показать преемственность трудовых традиций на протяжении веков, что было нетипично для более ранних работ.

Важно помнить, что почти все подобные панно проходили утверждение и в той или иной степени подвергались цензуре.

Мозаики на проходной Горьковского автозавода

Даже такие гиганты промышленности, как автозавод, занимавший центральное место в жизни города, не избежали мозаичной тенденции. Интересен сам вход на предприятие, а также две бетонные стелы с мозаичными панно, установленные по обе стороны аллеи напротив главной проходной.

Вас, возможно, удивят пропорции фигур на мозаичных панно. Дело в том, что по первоначальному замыслу мозаику должны были установить на высокие каменные постаменты, но что-то пошло не так, и стелы оказались почти у земли. Из-за этого панели, собранные с учётом искажения перспективы для взгляда снизу вверх, выглядят несколько приземисто.

Клуб юных автомобилистов

Мозаика в модельном клубе — это не просто картина на стене, а целое пространственное решение: она покрывает всю стену и огибает углы. Одной плоскости оказалось недостаточно, чтобы в полной мере раскрыть замысел художника Дмитрия Арсенина, жителя Автозаводского района. Мозаика «Клуб моделей» — одна из самых знаковых в городе как по уровню исполнения, так и по масштабу самого панно. На мой взгляд, это самая интересная мозаика в Нижнем Новгороде.

Автор: Д. Арсенин
Адрес: улица Фучика, 1
Год: 1974

Три панно на главной проходной завода «Сокол»

Эти мозаики мы обнаружили у главных ворот завода «Сокол» совершенно случайно. Я не нашёл о них никакой информации — ни в путеводителях по городу, ни в отчётах других блогеров, интересующихся советской тематикой.

Адрес: Чаадаева, 1
Год: 1960-е

Между тем, местные панно очень интересны как по сюжету, так и по технике исполнения. Мозаика набрана из крупных плиток, но при этом остаётся пластичной и детализированной благодаря неравномерной окраске элементов. Особый интерес вызывают панно на космическую тему — просто потому, что в сравнении с другими сюжетами соцреализма космос в советских мозаиках встречается несколько реже.

Первый комплексный микрорайон, Нагорный–1

Ещё до того, как советские мозаики вошли в моду и художники стали получать за них солидные гонорары, группа мастеров под руководством В. Любимова создала экспериментальный комплексный микрорайон на улице Ванеева, решив сделать фасады домов особенными.

Мозаику собирали быстро, на фабриках, но чтобы сократить расходы, художники могли разработать всего несколько уникальных плит для каждого дома. Это можно назвать «социалистическим реализмом в минимализме».

Автор: Художник В. Любимов
Адрес: улица Ванеева, 82, 84, 86, 88, 90 и улица Васюнина, 1
Год: 1966 – 1968

Кто-то может сказать, что этим работам не хватает скульптурности и детализации, но если смотреть на них снизу, с уровня тротуара, это почти незаметно.

Также стоит помнить, что в 1960-е годы мозаику часто делали не из смальты, а из керамической плитки, нарезанной на кусочки размером 5х5 сантиметров. Это накладывало серьёзные ограничения: с помощью таких материалов невозможно было добиться той пластики и тонкости деталей, которые даёт смальта.

И всё же мозаики микрорайона Нагорный-1 считаются одним из лучших образцов советского художественного оформления жилой архитектуры того времени.

Что вы думаете об этом наследии? Поделитесь своим мнением в комментариях. Хотя существует общее понимание, что поздние советские мозаики нуждаются в защите и сохранении, мнения относительно более ранних и скромных работ расходятся.

Некоторые считают, что они не обладают большой культурной ценностью, другие же, напротив, видят в них более важные свидетельства ушедшей эпохи, чем относительно новые смарт-панели 1970-80-х годов.

Экспериментальные дома в Сормове

Полвека назад, в 1964 году, художники Дмитрий Арсенин и Анатолий Павлов вместе с архитектором Игорем Потаповым пришли на Сормовский домостроительный завод с предложением разработать и внедрить новые технологии обработки и отделки железобетонных панелей.

Идея исходила от авторитетной организации — Союза художников, поэтому директору завода ничего не оставалось, как пойти навстречу творцам. Эти экспериментальные панели были установлены на улицах Большевистской и Энгельса. Ещё одна интересная работа этого авторского коллектива находится на Юбилейном бульваре, 14, но сфотографировать её во время моего последнего визита в Нижний Новгород, к сожалению, не удалось.

Автор: Художник Д. Арсенин, А. Павлов
Адрес: ул. Большевистская, 4, ул. Энгельса, 11, Юбилейный бульвар, 14
Год: 1964

Мозаика «Победа» и мозаика к 50-летию Октябрьской революции

Ещё два торца нижегородских панельных домов были украшены к важным историческим датам. Панно на улице Заломова посвящено юбилею Великой Победы, а панно на проспекте Ленина — 50-летию Октябрьской революции. Эти мозаики сильно различаются по стилю и настроению.

Адрес: улица Заломова, 15
Год: 1960-е

В первом случае это строгая, лаконичная, почти военная работа, использующая всего четыре основных цвета. Во втором — яркая, жизнеутверждающая композиция, воспевающая мирную жизнь. Несмотря на разность, по сути, они выполнены в одной технике и украшают похожие дома. Это яркий пример того, как мозаика эффективно боролась с серостью и однообразием советской застройки 1960-х годов.

Адрес: проспект Ленина, 41
Год: 1960-е

На улице Заломова есть ещё один образец советского монументализма — работа в смешанной технике сграффито с мозаичной вставкой. Сграффито — более ранняя техника, при которой изображение процарапывается в нескольких слоях цветной штукатурки. Иногда, как здесь, её дополняют мозаикой.

После широкого распространения смальты и популярности мозаики, сграффито стало встречаться реже. Эта техника требует не меньше, а может, и большего внимания и защиты, чем мозаика.

Адрес: улица Заломова, 13

Мозаика на Проспекте Кораблестроителей

Оказывается, проект застройки проспекта Кораблестроителей создавался на судостроительном заводе «Красное Сормово». Удивительно, но на территории этого промышленного гиганта был собственный цех по производству мозаичных панно, где работы выполнялись по эскизам художника Юрия Приданова. Тему для панно лично утвердил министр речного флота на самом высоком уровне в Москве.

Автор: Ким Шихов, Юрий Приданов
Адрес: проспект Кораблестроителей, 3, 5, 7, 9
Год: 1972-1973 гг

Изначально панно должны были занимать всю торец дома, но у главного архитектора города было своё видение облика улицы. Возник конфликт, Юрий Приданов был вынужден уступить художественному вкусу «Большого начальства», а частично собранные панно пришлось переделывать по новым эскизам.

Недовольный вмешательством в творческий процесс, Юрий Приданов ушёл с работы, и его место занял коллега Ким Шихов.

Мозаичное панно «Быстрее, выше, сильнее»

Большая фреска перед стадионом «Старт» была создана в рамках подготовки к летним Олимпийским играм 1980 года. Сюжет произведения отражает основные олимпийские виды спорта.

Говорят, сейчас его реставрируют, но я, честно говоря, был шокирован той суммой, которую запросили за эту работу.

Автор: Бригада В. Любимова
Адрес: улица Березовская, 118
Год: 1977

Надеюсь, вам понравилось это путешествие по мозаичному Нижнему Новгороду. Если вы знаете другие интересные примеры советского декора (особенно старые вывески), которые я мог пропустить в этом обзоре, пожалуйста, поделитесь в комментариях.

P.S. Другие публикации-путеводители смотрите в нашей подборке серий.

Обратите внимание: Обычные азербайджанцы в СССР и сегодня. Сравниваю как изменились люди в Азербайджане после развала Советского союза.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось.