Кубань, которую часто величают житницей России и центром отечественного туризма, ежегодно принимает миллионы отдыхающих на черноморском побережье. Однако путь к этому процветанию был долгим и непростым. Императрица Екатерина II, проявляя стратегическую дальновидность, активно заселяла эти земли казаками, чьей главной задачей была охрана береговой линии. Переселялись они без особого энтузиазма, чувствуя себя здесь не столько мирными жителями, сколько солдатами на передовой. Степнякам по душе пришлись далеко не сразу: их угнетали горные хребты, непривычный влажный климат, способствовавший распространению болезней. Ситуация начала меняться лишь тогда, когда разрешили селиться иностранным колонистам.
Но сегодня я хочу рассказать о другом — о двух дорогах, сыгравших ключевую роль в истории этого края: о трассе М4 «Дон» от Новороссийска до Сухума и о пути от Ростова до Жубуги (Зубги). С утверждением здесь власти Российской империи началась многолетняя и жестокая борьба с местными горскими народами. Эта война, вкупе с полным отсутствием налаженных путей сообщения, стала серьезным препятствием для развития региона. Строительство дорог превратилось в насущную необходимость для связи с новыми поселениями и плодородными землями. Дороги разделили на две категории: одни должны были соединить внутренние районы с побережьем, другие — уйти вглубь гор.
Дорога слез: путь к невольничьему рынку
Дорога к морю в направлении Зубги почти в точности повторяет тот маршрут, по которому везли пленников на один из крупнейших невольничьих рынков Османской империи, располагавшийся в Геленджике. Неслучайно скульптура «Белая невеста», установленная на городской набережной, стала символом скорби и тоски. Именно здесь проданные в рабство девушки навсегда прощались с родными краями, чтобы отправиться в турецкие гаремы.
До продажи их содержали в бараках, больше похожих на скотные дворы. Особенно высоко ценились черкешенки — за них платили от 200 до 800 серебряных монет, а на турецкой земле их цена взлетала до 1500. Однако в цене были не только женщины; за сильных и рослых мужчин давали еще больше. Главными поставщиками «живого товара» были сами черкесы, что парадоксально, ведь в их собственном обществе рабства не существовало. Казаки также не оставались в стороне от этого промысла. Ежегодно с Кавказа вывозили до 4000 человек. Для бедных черкесских семей рождение девочки становилось радостным событием — ее можно было выгодно продать. Это было не просто циничным расчетом; существовала надежда, что воспитанные в покорности девушки займут особое положение в гаремах и укрепят связи своих семей с турецкой знатью.
Морская охота и коварные маяки
С приходом царской власти на Черноморском побережье началась охота на работорговые суда. Если русский корабль внезапно настигал невольничье судно и на борту обнаруживались русские пленники, весь экипаж запирали в трюме и топили корабль. Из-за этой практики во время погонь «белых красавиц» часто просто выбрасывали за борт. Но даже это не остановило торговлю. Чтобы избегать русских крепостей, предприимчивые шапсуги придумали свою систему навигации: вместо маяков они разводили на горных склонах костры. Достигнув берега по этому сигналу, корабль давал несколько выстрелов. После разгрузки «товара» судно либо временно топили на мелководье, либо маскировали ветками и увозили вглубь берега. Бизнес был баснословно прибыльным. Даже если успешным был лишь один рейс из десяти, все убытки окупались с лихвой. Трех-четырех таких удачных плаваний хватало, чтобы обеспечить роскошную жизнь до глубокой старости.
Любопытно, что когда работорговля уже практически сошла на нет, американцы попытались вмешаться в дела Кавказа, организовав диверсионные операции с целью его оккупации, используя турок в качестве пушечного мяса. Однако эти планы быстро провалились, хотя, как показывает история, подобные идеи у заокеанских стратегов возникали не раз. Это ужасное ремесло окончательно прекратило свое существование лишь в 1860-х годах!
«Голодное шоссе»: дорога, построенная отчаянием
Второй важнейшей транспортной артерией стала Сухумская военно-сухумская дорога (позже — шоссе). Освоение региона напрямую связано со стартом строительства трассы Новороссийск-Сухум. 19 февраля 1892 года командир Сухумской саперной бригады высадил с катера 50 человек, каждому из которых определили участок и выдали инструмент.
Обратите внимание: Обзор Люкса от ржд. Поезд Кубань Премиум № 030с Новороссийск - Москва.
Спустя три дня в Новороссийск прибыл генерал Анненков, вошедший в историю как организатор строительства Закаспийской железной дороги. Его рекорд — 8 км пути в день в пустынных условиях — не побит до сих пор! Изначально дорога и получила название — Анненковское шоссе. Хотя работы на некоторых участках начались гораздо раньше.
Толчком к масштабному строительству послужила катастрофа. Сильнейшая засуха оставила без урожая 17 губерний. В стране бушевал голод. Власти не придумали ничего лучше, чем направить крестьян из голодающих регионов на масштабные стройки, в надежде дать им заработок. Многие крестьяне шли на construction добровольно, мечтая подзаработать. Предполагалось, что с начала и на всем протяжении работ количество рабочих достигнет 90 000 человек. Именно поэтому за дорогой закрепилось второе, мрачное название — «Голодное шоссе».
Каторжный труд и «Дорога смерти»
Строительство затянулось, было невероятно сложным и сопровождалось злоупотреблениями, мошенничеством и воровством. Не хватало инструментов, а щебень добывали, просто разбивая камни. Тропу прорубали киркой, высекая ее в скалах. Порядок обеспечивали офицеры. Каждый из них командовал отрядом в 2000-4000 человек. Они вели учет рабочих, участвовали в организации работ, отвечали за их одежду и питание, вершили суд и расправу. И, несмотря на колоссальную ответственность, порядок поддерживался железный. На месте строились пекарни, где пекли хлеб, готовили еду, забивали скот. Здесь рабочие уже получали государственное пособие — 6 рублей в месяц. Но на руки деньги не выдавались. Из этой суммы вычитали стоимость одежды и еды, а остаток отправляли семьям. Людей, вынужденных трудиться по 12 часов в нечеловеческих условиях, кормили скудно: 1,5 фунта ржаного хлеба, литр кваса и две луковицы составляли их дневной рацион.
На строительстве в районе Пшады трудился и молодой Максим Горький, а затем отправился с артелью в Абхазию. Однажды в пути одна из крестьянок начала рожать, и будущему писателю пришлось принимать роды. Это событие так потрясло его, что позже он описал его в рассказе «Рождение человека».
Увы, надежды крестьян на лучшую жизнь не оправдались. Каторжный труд, мизерная оплата, тяжелейшие болезни при отсутствии медицинской помощи и чудовищная смертность дали дороге новые прозвища: «Дорога смерти», «Дорога чумы», «Тифозный перевал». Чаще всего люди умирали от чумы, брюшного тифа, сибирской язвы и холеры. По официальным данным, от болезней и голода во время строительства погибло не менее 18 000 человек. Хоронили их прямо у обочины.
После завершения строительства движение по шоссе открылось в 1900 году. В августе 1918 года по нему от Новороссийска к Туапсе отступала Красная Армия. Дорога была крайне сложной. Асфальтовое покрытие появилось только в 1930-е годы. В 1970-е даже существовал проект запуска троллейбусной линии из Новороссийска в Геленджик по аналогии с ялтинской, но он так и остался на бумаге. Современные трассы лишь частично повторяют старые извилистые маршруты. Некоторые участки навсегда остались в густых горных лесах, а остатки каменных мостов и иных сооружений можно отыскать там и сегодня.
После ввода дороги в строй на Кубань хлынул поток строителей, предпринимателей и торговцев. Стали развиваться виноградарство, сельское хозяйство, начали создаваться курорты. И сегодня эта живописная трасса, не растеряв своей дурной славы, по-прежнему зовется «дорогой смерти». На шоссе, пожалуй, нет ни одного километра, где бы не случалось ДТП с трагическим исходом. Его считают одним из самых сложных из-за горного серпантина и, как это ни парадоксально, отличного асфальтового покрытия, провоцирующего высокие скорости. Но вся ее захватывающая дух красота подарила ей и другое, светлое имя — «Дорога к счастью».
[моя]ДорогаКубаньДлинный Столб 8Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Новороссийск - Сухум.
