Мои впечатления о Бангладеш: люди, дороги и быт

Это продолжение моих заметок о жизни в Бангладеш.

Бенгальские этюды. Часть первая

Бенгальские этюды. Часть вторая

Несколько слов о формате

Заранее прошу прощения за некоторую сумбурность изложения. Интерфейс вашего сайта для меня в новинку, а классический формат последовательных постов-наблюдений как-то не сложился. Поэтому всё вылилось в такие, немного хаотичные, но искренние зарисовки.

О бенгальском характере

Начну, пожалуй, с главного — с людей. Бенгальцы, по моему опыту, народ в целом очень мирный и добродушный. Серьёзных конфликтов у меня с ними не возникало. Уверен, они настроены позитивно — в ответ на улыбку или шутку они обычно заливаются смехом и расходятся по своим делам.

И, конечно, на стройке постоянно что-то происходило. Это видео из открытых источников. Участники — мои знакомые, все живы-здоровы и продолжали работать на объекте.

За время недолгой командировки в Народную Республику Бангладеш (НРБ) мне удалось наладить прочные связи с местными жителями. Скажу вам, это такие же люди, как и мы. Разница лишь в одежде — носят они не брюки, а лунги (национальную мужскую юбку).

Кто-то, возможно, скажет: «Они хитрые, хотят надуть». Но это не совсем так.

Во-первых, это Азия со своей особой логикой. Независимо от того, считаетесь вы неверным или мусульманином, умение продать товар и получить выгоду — это почётно. И здесь важно договариваться, просто разговаривать. Я и сам попадал в ситуации, когда мне пытались втридорога продать что-то не слишком качественное. Но после недолгого, но активного обсуждения мы с продавцом расставались, довольные друг другом: у него — деньги, у меня — желаемая вещь по приемлемой цене. В общем, работает простое правило: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». К слову, после торга за проезд на тук-туке или в рикше я часто оставлял чуть больше, чем просили, и получал взамен искреннюю улыбку и доброе отношение, а иногда и новых знакомых среди местных.

Даже на рынке в Ишварди (который, честно говоря, больше напоминал открытую канализацию) у меня не было проблем с возвратом товара — достаточно было просто объяснить продавцу, в чём его недостаток.

О неискушённости и культурном шоке

Во-вторых, многие бенгальцы, особенно в глубинке, очень неискушённые. Позволю себе небольшую тираду. Но совсем небольшую.

Хотя стройка в НРБ идёт уже лет шесть, и белых специалистов здесь около пяти тысяч, поездка в ближайшую деревню всё равно превращается в аттракцион. Для местных детей ты — живая диковинка, за которой нужно бегать. Женщины могут в испуге разбежаться, другие будут смотреть, разинув рот, а мужчины — сурово наблюдать, прикрывая стариков и молодёжь. Однако глобализация добралась и до отдалённых уголков Бенгалии. Как-то во время экскурсии гид даже посмеялся надо мной, когда я пытался покормить обезьян.

Дороги и транспорт: хаос, ставший нормой

Общественный транспорт и дорожное движение — это отдельная песня. Движение здесь, в теории, правостороннее, но на практике машины едут со всех сторон. Перейти дорогу — это как прыгнуть в омут с головой. Приходится вертеть головой на 360 градусов, и всё равно никогда не знаешь, откуда появится мопед, тук-тук, автобус, рикша или священная корова.

Обратите внимание: Как изменились цены на продукты за две недели вынужденных "выходных". Новые поставки в "Магните".

Местные обычно просто раскидывают руки в стороны и уверенно шагают вперёд, полагаясь на свою ауру. Я же выработал свою тактику: вытягиваю обе руки в стороны и активно машу ими, чётко обозначая своё присутствие на проезжей части.

Да, кстати, здесь сигналят постоянно. Сигнал — при повороте, сигнал — при перестроении, сигнал — при обгоне. Создаётся впечатление, что если у транспортного средства есть клаксон, колокольчик или бубен, местные ПДД предписывают использовать его не переставая. А может, у водителя просто хорошее настроение, и он отбивает гудками такт играющей музыки.

Поэтому на дороге царит адская какофония. Но к этому быстро привыкаешь. И обычно после полуночи движение затихает. Вот тогда и гудеть перестают.

Реклама добавляет шуму:

- С...кука! Положи пищалку в рот!... Пошли к оленям!

Так Вова, наш сотрудник, гонял с мегафоном местных промоутеров. Он от страха забрёл в наш тихий порт, а утром уже вовсю рассказывал местным с телеги о вкусностях, которые привёз из деревни. Агрессивная реклама здесь в порядке вещей.

Вернёмся к пробкам. Благодаря стройке здесь появилась дорога с разметкой, но она скрыта под слоем пыли. Никто о ней не заботится и не понимает её значения. Поэтому по краям часто стоят охранники или устанавливают бамбуковые палки, чтобы люди не мешали движению.

Все водители на стройке — бенгальцы. Это логично, справиться с этим хаосом могут только те, кто в нём родился. Сначала я поражался, как виртуозно «бенгалы» лавируют, оставляя между машинами миллиметры. Пока мой водитель не оторвал дверь у КАМАЗа, водитель которого вдруг решил её распахнуть.

Случалось разное. Однажды водитель микроавтобуса сбил местного жителя. Вскоре собралась толпа любопытных из окрестных деревень. В пылу эмоций машину начали бить подручными средствами и фактически разобрали на части. Два дня мы сидели на территории, пока начальник службы безопасности вёл переговоры с военными.

Столичные "чудеса"

Итак, в Дакке, столице НРБ, есть светофоры. Но они лишь создают дополнительные очаги напряжённости — водители и пешеходы с интересом толпятся вокруг и наблюдают за миганием огней — бенгалы вообще любят всякие гирлянды. Видел я их только в Дакке, хотя говорят, есть и в других городах.

В Дакке есть и метро. Столичная молодёжь катается на нём ради развлечения и выкладывает сторис в Instagram. Мы тоже планировали съездить на остров Яп, но так и не собрались. График его работы довольно гибкий и непродолжительный: поезда ходят несколько часов утром и иногда вечером.

Продолжение следует...

[my]Бангладеш AES Rooppur Фото Путешествие Видео Ответ на сообщение на YouTube Длинное сообщение 5

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Продолжение поста «Бенгальские этюды».