На север. Часть 5 (на краю света)

Все посты из серии о Пикаби

Дорога снова позвала нас, и мы ответили. Попрощавшись на некоторое время с Бусиком, мы сели в Субару и Шевроле и двинулись на запад, в сторону границы с Норвегией. Следующей остановкой стала деревня Титовка.

Сразу хочу сказать, дорога до Титовки отличная, ровный асфальт с постоянными подъемами и спусками. Она проходит через боевую славу Красной Армии, где велись тяжелые бои за защиту Севера. Однако дорога порадовала не только историей, но и невероятными видами: периодический мелкий дождь создавал радугу буквально каждые пять-семь минут. За полтора часа дороги мы насмотрелись на эту красоту

И так полтора часа

Прямо перед Титовкой нас ждало знакомое зрелище – пограничный пост, проверяющий машины, проезжающие на запад через мост. На этот раз тщательной проверки не было - нас спросили, куда мы идем, и когда услышали, что после моста мы свернули направо, мы расположились и без вопросов пропустили себя.

Но сначала мы свернули налево…

Сразу за мостом нас ждала Старая Титовка – точнее, кафе и последняя заправка на пути к Рыбачему. Бензин немного дороже, что объясняется сложностью логистики и большим потоком путешественников. Мы заправили машины бензином, себя кофе и наконец двинулись в сторону полуострова Средний.

Все говорят, что дорога на Средний и Рыбачий — ад, но зайдя на первую часть, мы были приятно удивлены. Граф, который был за рулем «Шевроле», рассказал, что в последний раз, когда он был здесь, дорога была намного хуже. Теперь по нему могла ездить обычная легковая машина – тем страннее было видеть крепкие, подготовленные внедорожники, колеса которых иногда стояли прямо между нашими боковыми окнами.

Примечание: дорога действительно улучшилась, и, как выяснилось позже, этому есть логическое объяснение. Дело в том, что на этих заповедных территориях строят новую базу отдыха (или какой-то глэмпинг, не помню) с просто сумасшедшим бюджетом. Организаторы этого места сделали часть дороги вполне благоустроенной, а затем начали строить собственную ветку. Выглядит колоссально и впечатляюще, посмотрим, что из этого получится. Вообще там активно начинают строить много обустроенных зон отдыха, что. немного напрягает.

Первое место – водопад Мельничный на реке Титовке. Впечатляющие скалы прорезают потоки воды и создают неповторимый вид. Стоя над водопадом, ощущаешь все величие северной природы…

Но, сделав перекур перед ответным матчем и вдоволь насладившись этим зрелищем, мы начали понимать, что наше время истекает гораздо быстрее, чем нам хотелось бы. Была уже половина четвертого, а нам еще предстояло отъехать от асфальта более чем на пятьдесят километров.

Чем дальше попадаешь в Миддл, тем хуже становится дорога, поверь мне. Сначала только небольшие выбоины, потом грунтовая дорога, потом протоптанная тропа по камням.

Отлично...

.. Все еще хорошо...

Все началось!

После самого высокого перевала на дороге мы подошли к самому сложному для преодоления месту. Арендодатель «Шевроле» прямо сказал, что «они должны проехать, но смотрите, как проезжают другие, там можно и повиснуть». А там это действительно возможно: посреди дороги стоит водоотводная труба, которая за время своего существования прогрызлась и частично обвалилась. Внедорожникам обычно можно проехать на нем практически куда угодно, а вот более коротким приходится тяжело — правильная полоса только одна, и покинуть ее значит висеть, даже несмотря на приличный городской клиренс у Субару и Шевроле. Однако не это было главным впечатлением от преодоления препятствия.

Невероятный вид. Просто фантастика. Это уже не Северная Карелия, не Мурманск, не тайга. Это уже настоящая тундра, где деревьев по пояс, трава – редкий гость и повсюду царит суровый северный мох.

Просто один из обычных видов на перевалы. Ничего необычного, конечно

да, и радуга, конечно. Они действительно следовали за нами на протяжении всего пути и не переставали появляться даже после того, как мы съехали с дороги. На самом деле, их было бы достаточно, чтобы обеспечить @HelloIRainbow непрерывным потоком в течение пары недель.

Действительно, можно долго говорить о красоте крайнего севера, но по-настоящему передать это ощущение замирающего от радости сердца просто невозможно. Ну, они были. Ну, мы это видели. Вы можете застрять там, куда бы вас это ни привело. Нет, вы должны быть там сами, никакой рассказ, никакие фотографии и видео не передадут всех ощущений.

Примечание: недавно мне ненавязчиво напомнили, что люди ждут финальной части путешествия. Это самое сложное: сложно подобрать и слова, и стиль повествования. Хочется как-то выразить все свои чувства, передать все, что чувствовалось в те моменты, но это реально не получается. Поэтому прошу прощения за столь долгий перерыв. Честно говоря, у меня не возникло ощущения, что кто-то действительно ждет и читает. Спасибо вам всем большое за это.

Очень, очень ненавязчиво. @pevasik21, ты ждал.

Немного о «попутчиках». Большинство из них — довольно крутые внедорожники, морально и физически готовые покорить все на свете. Сюда же относятся мотоциклы и квадроциклы – как частные, так и экскурсионные с баз отдыха. Дальше идут всякие полноприводные Газели-Соболи-Баргузины, порой висящие круче внедорожников. Ну а самая эпичная встреча произошла метрах в двухстах после роковой трубы. Это был (барабанная дробь) Hyundai Punto! Тот самый, погуглите, если не знаете. У него колеса, как у тележки из супермаркета, а дорожный просвет таков, что пролезть сквозь него сможет только котенок.

Обратите внимание: Райский карантин. Был поражён мерами в, казалось, отсталой Шри-Ланке. Мой эксклюзивный репортаж с другого края света.

Как он туда попал – загадка. Мы предположили, что его либо привезли на вертолете и теперь он ждет эвакуации обратно, либо его тупо подхватили и понесли на руках. Вопросы «как?», «почему?» и где?» долгое время крутилось в наших мыслях.

На протяжении всего маршрута, вплоть до самого переезда в Рыбачий, нас сопровождал еще один интересный попутчик. Это была черная «Ауди» с регулируемой подвеской и мурманскими номерами. Мы постоянно играли в догонялки – он то опережал, пока мы останавливались на перекур и любовались, то отставал и жалел свои совсем внедорожные колеса. На одной из остановок к нам подъехала машина, и оказалось, что там сидят ребята, которые хотели (заметьте, это было воскресенье) доехать до Рыбачего и вернуться, потому что они «завтра идут на работу». Мы честно сказали, что технически полуостров недалеко, но после его посещения лучше сразу идти на работу, миновать дом — ну невозможно добраться туда-сюда за те семь часов, которые остаются до полуночи.

Тот же попутчик на фоне другой радуги

...На нашу базу мы добрались чуть позже восьми вечера. Уже устали, немного проголодались, но мы успели. Поприветствовав владельцев, мы сказали, что заселились и все в порядке, но теперь нам пора двигаться дальше. Ребята на базе смотрели на нас как на сумасшедших - обычно после поездки гости могли только сойти с ума, но как правило в изнеможении падали на кровать и отдыхали до утра.

Но не мы, у нас шило в одном месте, надо все быстро посмотреть. Вот мы и поехали на мыс Немецкий, чтобы увидеть место, где начинается Россия.

Свет погас уже на обратном пути. За это время капитан и гоблин успели переплыть, считай, Северный Ледовитый океан, а мы запутались и заблудились. Водительский талант графа и мои навигационные способности помогли - мы смогли вернуться на свою базу и сразу же заснуть на кровати.

Следующий день был посвящен хард-джиппингу, а точнее поездке на полуостров Средний с посещением местных достопримечательностей. На машине туда добраться теоретически невозможно - есть пара довольно глубоких бродов, которые перед прохождением приходилось проверять в вейдерсах, а на перекус есть несколько открытых подъемов с большими перепадами. Но в какой-то момент нам попалась Lada Granta, так что либо есть другой путь, либо земля полна чудаков.

Одним из главных объектов полуострова является скала «Два брата». Это два столба выветривания на восточном побережье. В более-менее ясную погоду с этого берега видно Норвегию, а вдобавок у нас была отличная фотосессия и эпический пикник на капоте машины.

Один из братьев

Белиссимо (cat-cook.zpg)

Примечание: стоит отметить, что полуострова известны не только своими природными объектами, но и большим количеством памятников времен Второй мировой войны. У нас были свои причины не привлекать внимание к этим местам, поэтому в рассказе о них не будет ни слова. Но поверьте, там есть что посмотреть, если вы интересуетесь историей Великой Отечественной войны.

И, отойдя от темы и вернувшись к виду побережья Норвегии: в этих местах ТелеНор принимает гораздо лучше, чем МТС, поэтому будьте предельно осторожны со связью – легко попасть в роуминг. Мы потратили много денег таким замечательным способом.

Следующим объектом на пути стал «Пляж Красных Скал». Это побережье Арктики, представленное сильно окисленными породами всей палитры желтого цвета. Пейзаж выглядит странно и завораживающе.

Помните «Игру престолов?

Если бы Афродиту «вытащили из пены морской» на этот берег, она бы замерзла насмерть

Весь путь до Среднего занял у нас большую часть дня. Мы вернулись на базу еще до захода солнца и, недолго думая, решили быстро отправиться к высоким озерам. В центральной части полуострова находится холм с очень красивыми прудами, где, кстати, водится красная рыба (но ловить рыбу нельзя, т к это заповедник). Хозяева базы отдыха, глядя на наши приготовления, покрутили пальцами у висков и однозначно решили, что мы немного ушиблись в голову - ну никто из них не собирается лезть в горы после целого дня джиппинга.

Прибыли пейзажи из Death Stranding

А в конце вечера нас ждало еще одно «приключение»: три килограмма камчатского краба.

Примечание: для тех, кто не знает, в советское время камчатский краб был завезен в Баренцево море в рамках эксперимента. Они надеялись, что этот дальневосточный деликатес станет таким образом более доступным и что весь Союз наконец сможет попробовать морепродукты по относительно приемлемой цене. «Деликатесисты» оценили экосистему у кольского побережья и с удовольствием питались ее обитателями, размножаясь и размножаясь в свободной нише пищевой цепи. Недавно наконец-то разрешили вылов (видимо, чтобы членистоногие не стали последними морскими королями), но ценник на этот корм кусается не хуже, чем крабовая водоросль.

По сравнению с "пикником на обочине" в "Два Брата" - это просто чушь, конечно

Насытившись этим блюдом, мы легли спать, чтобы на следующий день, собрав вещи и совершив контролируемый заплыв в бухте возле базы, отправиться обратно в Мурманск.

Примерно в этот момент мы поняли то, что вызывало у нас много вопросов с того момента, как мы прибыли на край земли: все встречные водители и их пассажиры, пока мы ехали в Рыбачий, выглядели так, будто они испортили дерьмо, они действительно не Мне не нравится в Рыбачьем. На обратном пути мы видели те же лица, и все это объяснялось очень просто: нам не хотелось покидать Рыбачий. Это одно из самых удивительных мест, которые мы когда-либо посещали и поверьте, нам есть с чем его сравнивать.

По пути в Мурманск нам удалось забронировать еще один отель - в предыдущей части были описаны все "прелести" жизни в хостеле - который оказался просто отличным местом. Это был отдельный дом в, я так понимаю, спортивном районе Мурманска: Долина Уюта. Гостиничный комплекс носит одноимённое название, и поверьте, если вас больше четырёх, вы планируете где-то переночевать, и для вас, как и для нас, отель — это место, где можно упасть в постель, поспать и уходи, это место для тебя.

Но сначала мы сдали наш Шевроле. На протяжении всей поездки у нас были большие проблемы с завинчиванием крышки, и мы честно сказали об этом арендодателю при возврате ключей. Он с умным видом кивнул и сказал, что да, надо сильно нажимать на рычаг, это больно и все такое. мы никогда не нажимали на рычаг, даже не знали, что надо. Граф ничего не сказал, сел в нашу «Субару» и произнес простую, но многозначительную фразу: «Давай быстрее выбираться». Мужик, если ты вдруг это прочитал, извини, нам очень не хотелось ничего испортить, поэтому заднюю почти не использовали, когда поняли, что у Нивы с ней проблема.

...Триумфальное возвращение Бусика в строй, долгий путь домой и ночевка в Меджевегорске, пожалуй, на фоне всего пережитого, уже не заслуживают дальнейшего описания. Всю дорогу (да и сейчас) перед глазами вид, который невозможно забыть. Вид на край света.

ПС

Капитан: «Должно быть, всем рекомендую».

ЭлиАрт: «Да, если это внедорожник»

Капитан: «Ну на прокат, это же вы написали»

А если серьезно, то это была поездка с невероятными впечатлениями. И дорога, и Карелия, и Кола, и Рыбачий - все создавало сплошное ощущение приключений и знакомства с какой-то тайной, которая есть только между нами и Севером. Долгие километры путешествия стали платой за приобщение к чему-то, что сложно описать словами, но однажды почувствовав, невозможно забыть (и нет, я не говорю о ценах на дизельное топливо. Не буду описывать затраты на поездку вообще, так как не помню из-за количества выпитого в процессе, не хочется все эти ощущения опошлять какими-то цифрами.Каждая потраченная копейка того стоит).

Если вам когда-нибудь станет невыносимо скучно в мегаполисе и захочется на открытый космос – берите своих близких, садитесь в машину и езжайте, езжайте – туда, где солнце летом не заходит за горизонт, туда, где природа главное, а люди - это что-то незначительное, когда стоишь на берегу и смотришь на север, понимаешь, что больше ничего нет. Двигайтесь на север.

На этом серия завершается и вскоре я вернусь к камням и интересным историям о них. Огромное спасибо всем, кто читал, комментировал, ставил плюсы и минусы, ждал продолжения и просто пролистывал. Вы все действительно мотивировали меня продолжить эту историю.

Особая благодарность:

Скажи - за его дерьмо и желание двигаться дальше

Санта слишком постоянно ищет, где остановиться

Капитану – за его бесценные навигационные навыки, без которых я бы не смог туда добраться

Леха (помните, это свернувшиеся вместе человек и собака) - за неисправимый оптимизм и хозяйственную активность

Царь - управлять боевой машиной и оказывать помощь по запросу

Бусик – за то, что выдержал все невзгоды в пути

Все пожертвования, если таковые будут, пойдут в фонд «Бусик ТО». Он уже не молод, надо что-то делать. Но только если ты вдруг очень этого захочешь, я ни у кого ничего не прошу

[мин]АвтопутешествиеВодопадКольский полуостров Полуостров РыбачийРадугаСеверПутешествие по РоссииПриродаПрирода РоссииКарелияДлинный постФото 7

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: На север. Часть 5 (на краю света).