Архитектура Ташкента: диалог эпох на руинах старого города

Малая соборная мечеть в Ташкенте — один из тех сохранившихся островков старины, которые напоминают о многовековой истории города.

Когда я гуляю по улицам Ташкента, меня всегда поражает этот уникальный архитектурный симбиоз. Здесь древние восточные традиции, воплощённые в мечетях из тёплого аргиллита, неожиданно соседствуют с холодным блеском современных стеклянно-металлических конструкций. Это город, где время ведёт немой диалог само с собой.

Мечеть Ходжа Ахрар Вали в Ташкенте — ещё один пример священной архитектуры, устоявшей против течения времени.

А вот лицо нового Ташкента, устремлённое в будущее:

Современный небоскрёб, символ новой урбанистической философии.

Наследие, которое уходит

Ещё недавно душа города определялась в основном постройками советской эпохи. Их становится всё меньше, они исчезают с поразительной скоростью, но пока ещё есть возможность сравнить две эпохи. Глядя на них, я понимаю их главное достоинство: они были частью единого замысла. Эти здания не просто стояли на улице — они вписывались в общий архитектурный стиль и, что важнее, несли в себе национальный колорит, пусть и в адаптированной форме.

Такие детали легко пропустить, особенно если видишь их каждый день.

Кстати, интересное сравнение: Люди на старых фотографиях 100-летней давности - смотрим какие они.

Признаюсь, и мне, коренному жителю, бывает сложно разглядеть за привычными очертаниями многоэтажки те самые «незначительные постройки» на крыше, которые когда-то были важным архитектурным акцентом:

Комплекс небоскребов на площади Х. Алимжан, Ташкент. В этом кадре — вся суть современной застройки.

Скрытые параллели

Иногда сходство между разными эпохами проявляется в неожиданных деталях. Присмотритесь, например, как перекликаются силуэты современного правительственного здания и традиционной мечети:

Одно из правительственных зданий в Ташкенте. В его строгих линиях угадываются отсылки к прошлому.

Я сам не сразу заметил, как архитекторы обыграли форму минарета в центральной части фасада или как характерное закругление сводов, типичное для мечетей, повторяется в современных элементах. Это не копирование, а скорее намёк, архитектурная цитата.

Конечно, не каждое здание кричит о своих восточных корнях. Порой национальные мотивы спрятаны так искусно, что их не разглядеть с первого взгляда. Разве легко заметить, что на капителях колонн запечатлены коробочки хлопка — символа региона? Или что дверные порталы имеют ту самую традиционную арочную форму, украшенную сложным орнаментом?

Узбекский национальный академический драматический театр. Ташкент. Здесь национальная идентичность выражена уже более явно.

Старый город: тихий свидетель

И на фоне всей этой стройки и преобразований особенно трогательно выглядит старый город. Его невысокая, досоветская застройка не кичится восточной экзотикой, но и не страдает от безвкусицы новодела. Он просто есть. Он не пытается никому ничего доказать, ничем заменить себя и, что самое главное, он не стал разменной монетой в чьих-то коммерческих проектах. Этого, увы, не скажешь о многих новеньких стеклянных башнях, растущих как грибы.

Читать далее...

Достопримечательности Узбекистан ПамятникАрхитектураХрам Город ИсторияМузейВостокCISAАрхеологияТамерлан Длинная ПостТашкент 2 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Архитектура Ташкента. Что строят на руинах старых зданий?.