Третий день круиза: спокойное течение реки Ковжа

Первая часть
Предыдущая часть

Впечатления от Ковжи

Район на берегу реки Ковжа мне очень приглянулся — тихий, уютный и ухоженный. С левого берега при въезде в Ковжу виден выход из старого обводного канала, огибавшего Белое озеро, который отмечен памятным обелиском. Этот канал — наследие тех времён, когда суда были небольшими, а озёра — куда более грозными и непредсказуемыми.

Тогда выход на открытую воду считался рискованным, поэтому вдоль берегов рыли защитные каналы. Со временем корабли перестали бояться озёр, а каналы, утратив своё первоначальное значение, постепенно пришли в запустение. На небольшой лодке, наверное, ещё можно пробраться, но для более крупного судна, вроде нашего теплохода «Колода Огня», этот путь уже точно непроходим.

Ковжинский разлив и берега

Там, где Ковжа впадает в Белое озеро, образуется обширный залив — Ковжинский разлив. Он собирает воды не только Ковжи, но и нескольких других рек, создавая впечатляющую водную гладь.

Берега реки местами аккуратно укреплены гранитным щебнем. Вообще, пейзаж часто напоминает скорее рукотворный канал, чем естественную реку — и это неудивительно, учитывая, сколько человеческого труда было вложено в эти берега за последние несколько столетий.

Закат и движение по реке

Начался закат, окрашивая всё в тёплые тона.

Движение по реке по-прежнему очень оживлённое. Вот идёт встречное судно…

…а вот мы обгоняем кого-то по пути.

Пошёл занимать место получше для наблюдений.

Обратите внимание: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: невероятное количество красоты в одном месте.

Пассажирские теплоходы обычно ходят почти в два раза быстрее грузовых барж, и скорости выравниваются только на узких участках рек и каналов. Но если есть свободный фарватер, мы их спокойно обходим.

Обогнали. Речная гладь по-прежнему похожа на зеркало, рябь от нашего хода лишь ненадолго нарушает её идеальную поверхность.

Туман и исторические развилки

Над рекой начал ложиться вечерний туман.

Деревня Анненский Мост. Здесь Ковжа уходит влево, следуя руслу старого Мариинского канала, а направо ответвляется остаток Ново-Мариинского канала. Этот канал когда-то заменил старый Мариинский, но и сам был «выведен из эксплуатации» при следующей масштабной реконструкции, когда был построен современный Волго-Балтийский водный путь.

Старый сарай притулился у входа в заброшенный канал.

А вот и тот самый разводной мост (виндебропонтонг), который и дал название деревне.

На горизонте маячили силуэты ещё нескольких кранов, но к тому времени меня уже одолевала сонливость, и я не стал дожидаться их на палубе.

Вечерняя лень и точка слияния

Мы подошли к месту, где река Вытегра впадает в Ковжу. Но я даже не вышел из каюты — одолела вечерняя лень. Вместо этого сфотографировал карту на экране телевизора. На ней видно: слева — Вытегра, ведущая к Онежскому озеру, справа — Ковжа. А между ними, по направлению стрелки, находятся ещё одни «ворота» — на карте это место подписано как «щебеночный завод».

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Круиз Москва-Санкт-Петербург, день третий, река Ковжа.