Начало речного путешествия: из Москвы в Санкт-Петербург на теплоходе

В последние годы, когда поездки за рубеж стали сопряжены с трудностями, я наконец-то начал воплощать в жизнь свою давнюю мечту — исследовать великие реки России. Уже удалось пройти по Енисею, Лене и Оби с Иртышом, но Волжско-Балтийскую водную систему удобно осваивать по частям.

Регулярного пассажирского сообщения по Волге сейчас практически нет, остались лишь короткие маршруты. Поэтому для такого путешествия приходится выбирать круизный лайнер. Этот формат не совсем мой стиль, но альтернатив, по сути, нет. В прошлом году я впервые попробовал, отправившись из Москвы в Нижний Новгород (Городец), а в этот раз взял классику — маршрут из Москвы в Санкт-Петербург.

Подавляющее большинство волжских круизов начинается с Северного речного вокзала столицы.

Выбор теплохода

Я остановился на теплоходе «Николай Чернышевский» компании «Водоход». В прошлый раз я уже плавал с ними, и впечатления были неплохие, плюс остались бонусы на скидку. Изначально я присматривался к «Королеву», на котором путешествовал ранее, но цены на «Чернышевского» оказались привлекательнее. К тому же, появился повод сравнить разные суда. От бывалых круизников я часто слышал, что у всех есть свои фавориты, но мне, новичку, было не совсем понятно — если везде заявлен один класс обслуживания («Премиум»), то в чём может быть разница?

Одноместная каюта: личный опыт

На этот раз я забронировал одноместную каюту, так как они ещё были в наличии. Из опыта прошлого рейса я понял, что в каюте я в основном сплю, читаю или принимаю душ. Основное время проходит на палубе и во время экскурсий. Сидеть и смотреть в иллюминатор нет особого смысла — даже в плохую погоду на корабле всегда найдётся укрытый уголок. В крайнем случае можно устроиться у носового бара, откуда вид куда интереснее, чем из каюты.
К тому же, в салоне есть телевизор с трансляцией с носовой камеры. А если замечу что-то стоящее, всегда можно выйти на палубу для лучшего обзора.
В одноместной каюте было всё необходимое: кровать, душ, розетки и тот самый телевизор с видом вперед, чтобы наблюдать за пейзажами, не вставая. Единственный нюанс — душ без поддона, но я был предупреждён об этом заранее, и для меня это не стало проблемой.

Посадка и отправление

Посадка проходила у дальней пристани, и тех, кто не хотел идти пешком, подвозили на катерах. Досмотр обошёлся без сканеров: охранник с особым прибором обходил очередь, проверяя багаж. На вопрос, почему не используют собаку, он с юмором ответил, что содержание пса обходится дороже, хоть он и дешевле прибора.

И вот мы отправились в путь. Наше место у причала тут же заняло другое судно для разгрузки. В первый день я снимал немного — Канал имени Москвы я уже проходил дважды, так что основные виды были знакомы. Больше времени ушло на чтение, просмотр передач и выходы на палубу при виде чего-то интересного.

Нас поприветствовали капитан и круизный директор. Капитан, как и положено, управляет судном, а директор отвечает за организацию всего путешествия. На борту было около 250 пассажиров и примерно сотня членов экипажа.

Первым навстречу нам попался теплоход «Санкт-Петербург». Формально мы оба отправились к одной цели. :)

По берегу канала ехала девушка, разговаривая по телефону за рулём. Она явно пренебрегала многими правилами безопасности.

По каналу имени Москвы

Канал имени Москвы довольно узкий, поэтому теплоходы движутся по нему караванами в одном направлении, расходясь на более широких участках — водохранилищах или специальных разъездах. Самый маленький караван — два судна, именно столько помещается в шлюз.

А вот и входные ворота. В прошлый раз мы проходили их в темноте, и я ничего не увидел. В этот раз решил не пропускать.

И был вознаграждён зрелищем: в небе парила связка из примерно двух десятков воздушных шаров (не все попали в кадр).

Вечер и ночь на Волге

После этого я долго ничего не фотографировал — время прошло за обедом, отдыхом и прочими делами. Я пропустил большинство развлекательных мероприятий на борту (концерты, дискотеки, мастер-классы). Вместо этого гулял по палубе в необычные часы, надеясь увидеть что-то особенное. Например, мне очень хотелось застать выход в Волгу. Это случилось уже за полночь, было темно, и камера почти ничего не фиксировала. Я пытался снять памятник Ленину, но получилось не очень. С рук в темноте много не снимешь, а ставить штатив на движущемся корабле бессмысленно.

Зато мой телефон в ночном режиме справился куда лучше. Конечно, идеальной чёткости не было, но кадры стали читаемыми. Вообще, современные смартфоны с их «вычислительной фотографией» покрывают большинство потребностей обычного человека. Но мне всё же больше нравится снимать на камеру, а телефон служит запасным вариантом и повседневным инструментом.

Шлюз в Дубне — это уже Волга. Так что вход в великую реку я увидел своими глазами, даже если камера не всё запечатлела. А личные впечатления — главное в любом путешествии. Хотя и фотографии очень важны: я часто пересматриваю их, заново переживая моменты поездки и как бы возвращаясь в те места.

Ночью я ждал ещё одно событие. В предвкушении я разглядывал берега, ожидая увидеть «убогую Россию» с покосившимися избушками и утлыми лодчонками... Шутка, конечно. Но правда в том, что Волга в Московской и Ярославской областях во многом застроена именно такими пейзажами.

Встреча с флагманом

И вот оно, событие — встреча с флагманом «Водохода», речным круизным лайнером проекта PV300 «Мустай Карим». Я, конечно, не охотился за ним специально, но если уж он попался по пути, грех не посмотреть. Судно выглядит впечатляюще. Не всем нравится его дизайн, но на фоне других теплоходов он определённо выделяется. Очень необычно. Да, есть «Штандарт», но он меньше. «Пётр Великий» ещё строится, а «Карелия» недавно завершила работу. Так что «Мустай Карим» пока уникален. Возможно, я никогда на нём и не поплыву, но посмотреть со стороны всегда интересно, тем более что за это не берут денег. :)

Хотя формально уже начался второй день круиза, я решил закончить рассказ этим утром, когда наконец встал, привёл себя в порядок и приготовился к новым впечатлениям.

Обратите внимание: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: невероятное количество красоты в одном месте.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Круиз Москва-Санкт-Петербург, день первый.